Директор ФАУ «Роскапстрой» Юлия Максимова уверена, что государственным стройкам нужен полноценно действующий единый технический заказчик, дабы увязать в единый механизм разрозненные сегодня процессы – инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование и само строительство. Функция единого техзаказчика строительства бюджетных объектов была возложена на «Роскапстрой» более двух лет назад, однако, по мнению Максимовой, его значимость так и не была оценена по достоинству.
«Это неправильно, когда у нас в стране строят практически все министерства и ведомства кроме Минстроя России. Строит Минздрав, строит Минобрнауки, строит Минспорта, и только профильное министерство у нас занимается регуляторикой или в авральном ручном режиме разруливает проблемы на тех объектах, которые понастроили другие коллеги, — поделилась мнением руководитель «Роскапстроя» с газетой «Вестник инженерных изысканий». — Я понимаю, что все это завязано на бюджетный процесс, на административное закрепление, и поэтому считается, что зона ответственности по строительству, реконструкции или ремонту, скажем, медицинских учреждений, должно быть именно за Минздравом России. Министерство культуры должно, по идее, заниматься определением некого культурного поля для Российской Федерации, то есть системными вещами. Но Министерство культуры строит, занимается реконструкцией объектов культурного наследия, а это существенный пласт строительной специфики, которым должны заниматься профессионалы. Какое ведомство не возьми, везде есть проблемы связанные со стройкой, с освоением бюджетных средств, с темпами ввода и так далее. У нас в стране триллионы бюджетных денег «закатаны в песок» — это цифры по недостроенным, брошенным, замороженным объектам. Заказчики не понимают, что с ними делать. И все пытаются найти крайних, каждый в своем ведомстве. Но на самом деле это проблема системная».
По словам Юлии Максимовой, идея создания службы единого технического заказчика, озвученная президентом страны ещё в 2016 году, «в корне правильная», но в реализации чрезвычайно сложная: «Она влечет за собой серьезную административную реформу, перераспределение потоков денежных средств, пересмотр полномочий от ведомственных отделов капитального строительства в пользу единого технического заказчика. Да, это огромная работа, но, мне кажется, сегодня строительный комплекс находится в таком тяжелом состоянии, что руководство страны поставлено перед необходимостью принимать сложные решения. И чем дальше, тем будет хуже».
«Сегодня по недостроям разбираем каждый конкретный случай по документам, которые к нам приходят на экспертизу. Где-то недостаточно выполнено инженерных изысканий, где-то некачественно проектировали, а дальше зашли строители, не смогли корректно оценить объемы и стоимость строительства, потому что реальная ситуация не соответствует сметным расчетам. В итоге, подрядчик, который имеет счастье выиграть конкурс с таким проектом рано или поздно просто банкротится, — рассказывает Максимова. — Активное внедрение на государственном уровне единого технического заказчика позволило бы увязать вот эти на сегодняшний день разрозненные процессы — инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, строительство — в единый механизм, координирующийся единым центром принятия решений. Ведь когда ты ведешь проект от «А» до «Я», или, как говорится, «под ключ», тебе лучше видно, что в нём не так».