Инициатор создания нового технического комитета по стандартизации строительных материалов Ассоциация НАППАН продолжает активно отстаивать свою позицию. В ответ на опубликованное на сайте НОСТРОЙ заявление президента Национального объединения строителей с протестом против создания нового комитета исполнительный директор НАППАН Алексей Горохов направил в его адрес письмо (опубликовано на сайте АНСБ), в котором он последовательно объясняет, в чём Андрей Молчанов не прав, и почему новый ТК всё равно будет создан.
12.09.2016 № 109
О создании в Российской Федерации нового технического комитета по стандартизации «Строительные материалы (изделия) и конструкции»
Президенту НОСТРОЙ А.Ю. Молчанову
Уважаемый Андрей Юрьевич!
Наше национальное объединение производителей строительных материалов и конструкций выступило одним из инициаторов создания в Российской Федерации нового технического комитета по стандартизации (ТК) «Строительные материалы (изделия) и конструкции». В соответствии с уведомлением о формировании нового ТК, размещённым на официальном сайте Росстандарта, мы в настоящее время ведём сбор заявок на участие в его работе. На сегодняшний день нашу инициативу уже поддержали 25 национальных объединений производителей стройматериалов и конструкций, 19 независимых производителей и 6 научных организаций. Ассоциации, поддержавшие необходимость создания нового технического комитета, объединяют в своём составе 536 компаний-производителей строительных материалов, изделий и конструкций. В соответствии с уведомлением, формирование состава нового ТК в настоящее время продолжается и завершится 8 ноября 2016г.
После опубликования на официальном сайте НОСТРОЙ Вашей позиции по вопросу создания нового технического комитета, мы посчитали необходимым дополнительно разъяснить причины, которые привели к необходимости формирования в Российской Федерации нового ТК.
В своём обращении Вы написали, что образование нового технического комитета может отрицательно сказаться на безопасности строительства, т.к. будет разрушена единая система стандартизации в строительстве. Мы полностью соглашаемся с Вами, что вопросы безопасности являются ключевыми в строительстве и требуют системного подхода. Но разве сегодняшнее регулирование на рынке стройматериалов можно назвать системным подходом, который обеспечивает безопасность? Заместитель министра строительства и ЖКХ Российской Федерации Сиэрра Е.О. в марте 2016 года открыто заявила, что более 50% цемента, поступающего на стройки РФ, — это фальсификат. Не лучше ситуация обстоит и с другими строительными материалами и конструкциями. Роспотребнадзор еще в 2015 году забил тревогу. Только за период с 27.01.2015г. по 01.04.2015г. при проведении контрольно-надзорных мероприятий из отобранных 3 837 проб строительной продукции более 300 строительных материалов различных видов оказались опасными для здоровья. Более 3% отобранных для исследований проб строительных материалов выделяли химические вещества 1 класса опасности, что является недопустимым. Особую обеспокоенность вызывает частота обнаружения наиболее опасных для здоровья веществ, обладающих токсичностью, способностью воздействовать на генетический материал, репродуктивные органы, дыхательные пути, глаза, кожный покров, центральную нервную систему. Превышение таких веществ зарегистрировано в 70% неудовлетворительных проб. Все проанализированные Роспотребнадзором строительные материалы имели необходимую по законодательству сопроводительную документацию, оформленную в установленном порядке. Разве такое положение дел можно охарактеризовать как «системно и безопасно»?
Минпромторг России точечно закрывает проблемы с различными строительными материалами, включая их в постановление Правительства РФ от 01.12.2009г. №982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» — в частности, сертификация цемента благодаря оперативному вмешательству ведомства сегодня уже стала обязательной. Производители других строительных материалов (теплоизоляции, сухих строительных смесей и др.) также обратились в Минпромторг с просьбой внести их продукцию в вышеуказанное постановление, но разве такой подход к решению проблемы можно назвать системным?
Кроме того, после детального анализа оказалось, что предприятия сегодня производят продукцию по ТУ и не готовы работать по тем ГОСТам, принятием которых занимался на протяжении многих лет ТК 465 (ФАУ «ФЦС» Минстроя России). Сегодня менее 5% производителей стройматериалов производят свою продукцию по ГОСТам. Это во многом обусловлено тем, что ФАУ «ФЦС» Минстроя России способствует монопольному положению на рынке очень ограниченного количества научных организаций. К примеру, на протяжении многих лет разработки Санкт-Петербургского Политехнического университета Петра Великого и других научных организаций в области инновационных материалов и технологий даже не включаются в план разработки и не допускаются до обсуждения в экспертном сообществе. Кроме того, существует конфликт интересов, связанный с консолидацией в одних руках полномочий по разработке стандартов и по оценке технической пригодности не стандартизированной продукции. Разве такая «системная» работа в области стандартизации стройматериалов положительно сказывается на безопасности?
Российская Федерация сегодня является единственной страной Евразийского Экономического Союза без обязательных требований к строительной продукции. Проект федерального закона «Технический регламент о безопасности строительных материалов и изделий» был еще в 2009 году принят Государственной Думой в первом чтении, однако работа над ним была прекращена в 2010 году на основании письма Правительства Российской Федерации, в котором было рекомендовано прекратить разработку любых национальных технических регламентов в связи с созданием единой нормативной базы технического регулирования на пространстве Таможенного союза и ЕврАзЭС.
С 2010 года промышленность стройматериалов ждет, когда Минстрой России (а ранее – Минрегион России) согласует союзный технический регламент, который установит на всей территории ЕАЭС единые правила обращения строительной продукции на рынке и обеспечит выход на рынок только качественной и безопасной продукции. Сегодня уже становится очевидным, что Минстрой с этой задачей не справится даже в ближайшей перспективе.
Помимо того, что рынок Российской Федерации наводнён контрафактной и фальсифицированной строительной продукцией, что совершенно точно не безопасно, существует и ещё один немаловажный в сегодняшней экономической ситуации фактор, который необходимо учитывать, принимая решение о позиции по вопросу создания нового технического комитета. Дело в том, что для подтверждения требований союзного регламента необходимо было также создать его доказательную базу – разработать единые межгосударственные стандарты на строительные материалы, изделия и конструкции для применения во всех странах ЕАЭС, а также единые методы испытаний и оценки показателей строительных материалов. Это также сегодня не сделано.
На сегодняшний момент доступ на рынки Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии для российских строительных материалов затруднён, т.к. в этих странах действуют свои стандарты на строительные материалы (изделия) и конструкции, а также свои правила и процедуры выхода их на рынок, утверждённые законодательно. При этом доступ на российский рынок открыт всей, в том числе низкокачественной и фальсифицированной продукции.
Не дожидаясь, пока Минстрой России выполнит взятое на себя обязательство по согласованию союзного технического регламента, страны ЕАЭС и СНГ создали межгосударственный технический комитет «Строительные материалы и изделия» в целях обеспечения действия на территории ЕАЭС и СНГ единых стандартов на строительную продукцию и создания доказательной базы будущего технического регламента ЕАЭС.
В соответствии с протоколом МГС № 48-2015 от 10 декабря 2015года, был создан Межгосударственный технический комитет МТК 540 «Строительные материалы и изделия». Членами МТК 540 являются: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Молдова, Республика Узбекистан, Республика Армения, Киргизская Республика. Наблюдателями в МТК 540 являются: Республика Азербайджан, Республика Таджикистан. До настоящего времени Российская Федерация в лице ТК465 (секретариат — ФАУ «ФЦС» Минстроя России) так и не присоединилась к совместной работе стран ЕАЭС и СНГ в области стандартизации строительных материалов, изделий и конструкций в рамках МТК 540.
При отсутствии национального технического комитета по стандартизации, соответствующего по своей области деятельности МТК 540 и готового участвовать в работе МТК 540, Российская Федерация не может быть полноправным членом последнего, а производители отечественных стройматериалов не могут полноценно участвовать в разработке единых межгосударственных стандартов на стройматериалы в рамках ЕАЭС и СНГ. При этом межгосударственные стандарты имеют приоритет для применения в качестве доказательной базы национальных технических регламентов по отношению к национальным стандартам. Таким образом, на целый ряд теплоизоляционных материалов сегодня действуют межгосударственные стандарты, которые являются обязательными во многих странах ЕАЭС и в большинстве стран СНГ, но не приняты в Российской Федерации.
По поводу Вашего тезиса, что стандартизация в строительстве должна вестись в рамках единого технического комитета, — этот тезис противоречит как международной, так и Российской практике. Международная практика показывает, что вопросами стандартизации в области строительства и смежных областей занимается гораздо большее число технических комитетов, каждый из которых профессионально отвечает за более узкую область, и обеспечивает тем самым быструю и эффективную разработку современных стандартов. Так, в Международной организации по стандартизации ISO существует 22 ТК в области строительства, в Европейском комитете по стандартизации CEN – 76 ТК. При этом в России ТК 465 является крупнейшим, но не единственным комитетом по стандартизации в строительной отрасли. Проходящее в последние 10 лет выделение из состава ТК 465 «Строительство» технических комитетов по стеклу (ТК 41), по железнодорожному строительству (ТК 45), по строительству объектов нефтегазового строительства (ТК 23) и многих других (всего около 20 ТК) привело к существенной активизации работ по стандартизации в этих направлениях.
В недавнем времени создание на базе НОСТРОЙ ТК 400 «Производство работ в строительстве» позволило Национальному объединению строителей, которое Вы возглавляете, активизировать деятельность по стандартизации производства работ, которая вообще не велась в рамках ТК 465, что совершенно точно положительно сказалось на безопасности строительства. Так почему же Вы для своей отрасли сделали отдельный технический комитет, а по вопросу создания ТК для стандартизации стройматериалов высказываетесь «против»?
Создание нового технического комитета позволит производителям отечественных строительных материалов разработать современные, необходимые рынку стандарты, обеспечить нормативную базу качественного и безопасного строительства, внедрение новых строительных материалов и технологий, снять технические барьеры для доступа продукции на рынки ЕАЭС и СНГ благодаря активизации межгосударственной стандартизации.
Уважаемый Андрей Юрьевич, прошу Вас с учётом изложенного пересмотреть Вашу позицию касательно необходимости формирования в Российской Федерации нового технического комитета в области стандартизации «Строительные материалы (изделия) и конструкции».
С уважением и надеждой на сотрудничество,
Исполнительный директор
А.Ю. Горохов
Источник: АНСБ
Обсудить на форуме