На недавнем заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам президент страны Владимир Путин согласился с предложением президента НОЗА Леонида Казинца дать поручение еще раз внимательно проанализировать новые требования к застройщикам, которые вступят в силу с 1 июля 2018 года. В Совете Федерации тоже поддержали застройщиков, пообещав скорректировать поспешно принятый закон. О том, на что сегодня застройщики хотят обратить внимание законодателей при переходе от долевого строительства к проектному финансированию, порталу ЕРЗ рассказал заместитель гендиректора MR Group и глава комитета по законодательству Клуба инвесторов Москвы Андрей КИРСАНОВ.
- Комитет по законодательству Клуба инвесторов Москвы принимал активное участие в подготовке поправок в законопроект, направленных в Совет Федерации. Не изменилась ли позиция Ваших коллег за это время?
— Наша позиция не изменилась, но прошло время, и мы по-новому проанализировали изменения законодательства о долевом строительстве. Что-то отошло на второй план, что-то стало еще более очевидным.
— Какие из новых требований к застройщикам сегодня беспокоят их больше всего?
— Если говорить в целом, то больше всего проблем застройщики ожидают от тех норм, которые, как маятник, переведены из одного крайнего положения в другое. Например, закон требует полного отсутствия недоимок по налогам и сборам. Но этого в сложно построенных бизнесах избежать практически невозможно.
Вспоминаю случай, когда у нашей компании налоговая служба обнаружила недоимку по налогам на сумму… 2 коп. — да-да, Вы не ослышались, именно две копейки. Причем недоимка возникла не из-за ошибки бухгалтера, а из-за разных способов расчетов. Теперь такое нарушение с формально-юридической точки зрения является основанием для жесткого наказания — запрета на привлечение средств дольщиков.
Учитывая, что государственные органы будут обмениваться информацией в порядке межведомственного взаимодействия, застройщик узнает об этом последним. А ведь в более ранней редакции закон допускал недоимку в размере 25% от балансовой стоимости активов застройщика.
— Что вы предлагаете?
— Мы предлагаем, как вариант, допустить задолженность по налогам и сборам в размере, не превышающем одного процента от проектной стоимости объекта.
— Закон запрещает застройщику осуществлять строительство более чем по одному разрешению на строительство. Ваше мнение?
— Это опять про идеальную модель: «один застройщик — один земельный участок — один строящийся объект».
Учитывая российские реалии, мы предлагаем разрешить строительство и привлечение средств дольщиков по нескольким разрешениям в случаях, если строительство объектов предусмотрено:
• утвержденной документацией по планировке территории (одним или несколькими проектами планировки территории и/или межевания территории);
• принятыми в установленном порядке решениями о реализации масштабных инвестиционных проектов;
• договором о развитии застроенной территории;
• договором о комплексном освоении территории, в том числе в целях строительства жилья экономического класса или договорам аренды земельных участков для комплексного освоения в целях жилищного строительства;
• договором о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей;
• договором о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления; иным договором или соглашением, заключенными застройщиком с органом исполнительной власти или органом местного самоуправления.
— Как Вы отметили в предыдущем интервью, законодатель скоропалительно заменил требование к размеру уставного каптала двумя другими требованиями. Размер собственных средств застройщика должен составлять сумму не менее 10% от стоимости строительства. Кроме того, на дату направления проектной декларации в контролирующий орган на банковском счете застройщика должны быть денежные средств в размере не менее 10% от проектной стоимости строительства. Это лучше, чем было?
— Как говорится, хрен редьки не слаще. Как эти новые требования будут выполнять застройщики в российских регионах? Да и гарантируют ли они защиту прав дольщиков? Ответы на эти вопросы неочевидны.
Поэтому мы предлагаем снизить уровень этих требований до пяти процентов от проектной стоимости строительства.
— Что еще, по-вашему, может стать серьезным препятствием для застройщиков?
В законе есть два несогласованных между собой требования. Это ограничение расходов застройщика на оплату труда и иных расходов, которые включают (но не ограничиваются этим) расходы на рекламу, коммунальные услуги, услуги связи, затраты, связанные с арендой офиса, на услуги уполномоченного банка. Такие расходы застройщика не могут превышать десять процентов от проектной стоимости строительства.
С другой стороны, обязательства застройщика, не связанные с долевым строительством, не должны превышать одного процента от проектной стоимости строительства.
Но ведь очевидно, что расходы — это результат обязательств. Если обязательства не могут превышать одного процента, то откуда возьмутся расходы на десять? Учитывая опыт работы добросовестных застройщиков, мы считаем, что и обязательства, и расходы, прямо не связанные с оплатой по договорам строительного подряда, могут составлять сумму до двадцати процентов от проектной стоимости строительства.
— Законом установлен запрет на займы и ссуды. Вы считаете это правильным?
— Одна из причин появления обманутых дольщиков — недостаточное финансирование строительства. Даже у добросовестных застройщиков причины могут быть разные, например плохие продажи или проблемы с кредитованием.
Почему не разрешить компании-застройщику целевые займы и ссуды хотя бы от участников и акционеров? Это позволит обеспечить соблюдение сроков строительства, а значит, и защиту прав участников долевого строительства.
— Раньше можно было в цене договора участия в долевом строительстве выделять сумму на оплату услуг застройщика. Теперь это запрещено. Как относятся к этой новации застройщики?
— Причина такого изменения мне неизвестна. Возможно, его авторы считают, что оно направлено на защиту прав дольщиков. Мы в этом не уверены, и поэтому считаем, что следует допустить возможность определять цену ДДУ как сумму на возмещение затрат на строительство и денежных средств на оплату услуг застройщика.
— У девелоперских компаний возник вопрос о применении норм, введенных 218-ФЗ, к застройщикам, заключившим договоры, предусматривающие жилищное строительство, с органами исполнительной власти, местного самоуправления или государственными организациями до 30 июля 2017 года, то есть до введения в действие 218-ФЗ. Каким Вы видите решение этой проблемы?
— Для таких случаев мы предлагаем сделать исключение и не применять введенные 218-ФЗ нормы к застройщикам, заключившим договоры, предусматривающие жилищное строительство, с органами исполнительной власти, местного самоуправления или государственными организациями до 30 июля 2017 года. В противном случае нас ждет волна невыполненных государственных и муниципальных контрактов.
— В развитие предложения Клуба инвесторов Москвы о применении немецкого опыта хочу спросить, какие рубежи Вы видите для поэтапного расходования средств дольщиков со счетов эксроу? Вряд ли у нас применимо, как в MaBV (постановление об обязанностях маклеров, кредитных брокеров, застройщиков и руководителей строительных работ — Ред.), в качестве этапа определить «плиточные работы в санузлах и кухне».
— Спасибо, что напомнили и мне и читателям портала про немецкий опыт. Действительно, ключевое наше предложение — разрешить застройщику поэтапно расходовать средства дольщиков со счета эскроу в уполномоченном банке. В качестве этапов такого расходования, как вариант, мы предлагаем следующее:
Этапы расходования застройщиком средств дольщиков со счета эскроу
Этап | Размер поэтапного расходования (от цены ДДУ) | |
1 | Разрешение на строительство (авансирование) | 10 % |
2 | Нулевой цикл | 20 % |
3 | Готовность 50 % каркаса здания | 20 % |
4 | Готовность 100 % каркаса здания | 20 % |
5 | Закрытие теплового контура здания | 10 % |
6 | Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию | 10 % |
7 | Передача объекта долевого строительства участнику долевого строительства по акту приема-передачи | 10 % |
— Как Вы полагаете, на этот раз изменения законодательства о долевом строительстве не будут такими неожиданными для застройщиков, как это произошло с 218-ФЗ?
— То, что произошло летом 2017 года, напомнило мне бородатый анекдот. Армянское радио спросили, кто придумал перестройку: коммунисты или ученые? Армянское радио ответило «Конечно, коммунисты: ученые сначала три раза на собаках бы проверили».
Мы все надеемся на то, что теперь подход будет более взвешенным, а решения — обоснованными. В этом случае застройщики получат возможность вести жилищное строительство, не снижая его объемов, а граждане — приобретать квартиры по более доступным ценам.
Источник: ЕРЗ
Обсудить на форуме