Артемьев против закона о ФКС | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации:

Артемьев против закона о ФКС

Намерение Минэкономразвития принять отдельный закон о федеральной контрактной системе (ФКС) очень опасная вещь. Нормы Гражданского и Бюджетного кодексов должны действовать непосредственно и быть взаимоувязанными. Так считает глава Федеральной антимонопольной службы России Игорь Артемьев.

«Зачем Минэкономразвития нужно создавать свой законопроект о ФКС – я не представляю», – с этой фразы началось его интервью газете «РБК daily». Речь идет о законопроекте о Федеральной контрактной системе (ФКС), которую Минэкономразвития представило 1 сентября. Известно, что ФАС готовит свой вариант модернизированного 94-ФЗ. Получилось, что для одной системы подготовлено сразу два исключающих друг друга нормативных акта.

В настоящее время система госзаказа основывается на Бюджетном и Гражданском кодексах. Кроме того, существует огромное число постановлений правительства, направленных на развитие действующих норм.

Более полугода назад правительство подписало план о создании ФКС. Никто в ее необходимости и не сомневается – страна уже 20 лет планирует ее создать. Все профильные ведомства были согласны, что поправки необходимо внести и в БК, и в ГК, и в сам 94-ФЗ. Поэтому в рамках плана Минфин подготовил поправки в Бюджетный кодекс, ФАС – в 94-ФЗ, а Минэкономразвития – в ГК.

Но теперь Минэкономразвития представило новый документ, который, во-первых, предусматривает упразднение 94-ФЗ. В его развитие было принято более 30 актов правительства. МЭР предполагает, что новый закон вступит в силу через год после его принятия. Но за год переделать все эти акты правительства невозможно, считает Игорь Артемьев.

«Мы возвращаемся в «славный» 2005 год, только с еще худшими предпосылками – общий уровень коррупции в стране с того времени увеличился. Я не понимаю стремления камня на камне не оставить от системы и выбрать один из худших образцов того, что можно было сделать в Германии 15 лет назад, где совершенно иная ситуация с коррупцией», – подчеркнул он.

Собственную версию 94-ФЗ ФАС намерена представить 13 сентября. «Мы будем выступать против принятия закона о ФКС и упразднения 94-ФЗ, – заявил глава антимонопольного ведомства. – Я надеюсь, что президент и председатель правительства не поддержат эту версию в том виде, в котором она представлена сейчас. Но если все же это случится и закон вступит в силу, то через три года мы схватимся за голову – растащат все, что есть».

Говоря о коррупционноемкости существующей системы госзакупок, Игорь Артемьев сказал, что речь идет о сотнях миллиардов. Дело в том, что очень долго в нашей стране все делали вид, что существует законодательство о госзакупках, действовал указ президента Б. Ельцина о предотвращении коррупции в госзакупках, который можно было очень легко обойти.

Сегодня ведомство сделало ставку на электронные аукционы, которые объективно уменьшают коррупцию. Если взять стартовые цены, по которым с 2006 по 2010 год закупали продукцию, и цены, которые получились в результате торгов, то получится 1200 млрд рублей. На эти деньги зарплату учителям и врачам повысить можно и привести их на уровень нормальной жизни. «Я утверждаю, что без 94-ФЗ все эти деньги были бы украдены. А благодаря ему эта цифра осталась в виде экономии в бюджете», – отметил глава ФАС.

94-ФЗ сделал для борьбы с коррупцией больше, чем все остальные законы, поэтому он вызывает такую злость и неприятие. Он не лишен недостатков, и главный заключается в том, что жулики очень быстро находят лазейки. Поэтому в него вносится так много поправок. Но это в принципе касается любого закона, отметил он.

ФАС намерен также ограничить распространение информации, способствующей возникновению паники на рынках. В частности, предлагается ввести институт предостережений, очень похожий на аналогичный институт у Прокуратуры. Речь идет о запрете давать ценовые прогнозы тем лицам, которые связаны с конкретной отраслью и своими прогнозами могут дать сигнал рынку. Подобное законодательство существует и в Европе, и в США.

Это не ущемляет свободу слова: журналисты могут давать свои прогнозы, эксперты, прямо не связанные с бизнесом, – свои. Но люди, входящие, к примеру, в топливную ассоциацию, давать прогнозы не могут. Точно так же директор фабрики по производству швейных машинок не может говорить о том, сколько будет стоить швейная машинка через полгода. Это нужно для того, чтобы производители не раскручивали ценовую спираль. Для нарушителей предлагается ввести предупреждение и штраф.

Говоря о третьем антимонопольном пакете, Игорь Артемьев сказал, что это будет тонкая настройка уже действующего механизма и попытка убрать еще не вполне понятные бизнесу формулировки. В частности, в нем дается жесткое понятие картеля, корректируются в пользу бизнеса многие практики, в частности, уменьшается количество бумаг, которые нужно предоставлять для отчетности или по сделкам слияния-поглощения. Причиной появления третьего антимонопольного пакета явились замечания международных экспертов в области антимонопольного регулирования. Поэтому последние поправки – это реализация самых последних достижений, которые в мире случились буквально год назад. Плюс мы учли пожелания российского бизнеса и смягчили некоторые нормы закона там, где закрутили гайки при принятии «второго антимонопольного пакета».

Первое чтение этого пакета состоится 9 сентября. Но уже ко второму чтению готовы около 40 поправок. Поэтому второе и третье чтение состоятся не раньше ноября–декабря.


Обсудить на форуме