Актуальные вопросы строительного комплекса в очередной раз обсудили в Санкт-Петербурге – в минувший четверг здесь состоялась XV конференция «Проблемы качества изысканий, проектирования, строительства и промышленности стройматериалов», приуроченная ко Всемирному дню качества.
Первое слово было за вице-губернатором Игорем Албиным, который, приветствуя участников конференции, отметил, что вопрос качества строительства напрямую связан с задачей повышения эффективности капитальных вложений и бюджетных расходов, повышения качества управления, поделился данными по динамике в городе жилищного строительства и перечислил меры, предпринятые органами власти для влияния на качество работ в отрасли (подробно о его выступлении можно прочесть на официальном портале Смольного).
Затем к разговору подключились руководители саморегулируемых организаций, ассоциаций и строительных компаний. Рассуждая о причинах появления и о путях преодоления проблем качества в строительстве, участники конференции постарались охватить весь жизненный цикл строительства – от проектно-изыскательских работ до эксплуатации построенных объектов и подготовки кадров для строительного комплекса. Об этом рассказал портал «Всё о саморегулировании».
Сертификат ISO 9001 в подарок
«Обсуждаемая проблема многосторонняя и требует комплексного подхода к ее решению», — уверен вице-президент, директор Санкт-Петербургского Союза стрoительных компаний «Союзпетрострой» Лев Каплан, отметив, что качество конечного продукта строительства — объектов недвижимости — зaвисит в первую очередь от качества законодательства и нормативно-технической документации для этой отрасли. Однако в последние годы федеральные законы не только не улучшают условия для строительства, но, наоборот, их ухудшают. Критерии качества строительства и требования к нему законодательно до сих пор не установлены, подчеркнул глава «Союзпетростроя».
Эту тему поддержал Сергей Фролов, технический директор СРО НП «Строители Петербурга». По его мнению, начало сегодняшним проблемам положили события 15-летней давности, когда обязательные нормативные документы ГОСТы и СНиПы были переведены в статус добровольных. При этом вступивший в силу с 1 июля 2003 года закон «О техническом регулировании» так и не заработал должным образом из-за допущенных на этапах обсуждения и принятия ряда системных ошибок; национальный технический регламент «О безопасности строительных материалов, изделий и конструкций» прошел первое чтение, но до сих пор не принят; а по техническому регламенту ЕврАзЭС возникли разногласия из-за разницы в подходе к объектам регулирования в разных странах союза.
Если говорить о международной стандартизации, то работа по ее внедрению зачастую превращается в профанацию. «О каком следовании стандартам качества можно сегодня говорить, если коммерческие компании забрасывают строительные организации предложениями выгодно вступить в СРО, предлагая бонусом бесплатный сертификат ISO 9001?», — возмущался ведущий специалист в области стандартизации и технического регулирования.
Стандарты не у дел
Повышение качества строительства является одной из основных целей СРО наряду с предупреждением причинения вреда жизни или здоровью, имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия. Для достижения этих целей необходима обязательная система нормативных требований и система кoнтроля за их соблюдением.
В этой связи в ходе конференции вспомнили о том, что начатая когда-то в Петербурге совместная работа комитета по строительству и Нацобъединения о прохождении экспертизы стандартов НОСТРОЙ с последующим получением статуса обязательных к исполнению РМД дальше трех документов не продвинулась.
Теперь, начиная с 1 июля 2017 года, стандарты на правила производства работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и квалификационные стандарты, утвержденные НОСТРОЙ, становятся обязательными для исполнения всеми строительными компаниями – членами СРО, а контроль за их соблюдением возложен на саморегулируемую организацию. Однако, как сообщил один из руководителей строительной СРО, если эти документы не включены в проектную документацию, то контролировать на стадии строительства нечего. Проектировщики, со своей стороны, не уверены, что стандарты смогут обеспечить требуемый уровень качества проектирования, а в дельнейшем и строительства, когда отсутствуют достоверные данные о материалах и оборудовании. Кроме того, основа проектирования – изыскательские работы – тоже не всегда отличаются качеством выполнения.
Генеральный директор ООО «МегаМейд Изыскания» Алексей Никишов согласен с тем, что реформирование саморегулирования пока не очистило рынок изысканий от недобросовестных игроков. По статистике Ассоциации «Инженерные изыскания в России», фальсификация изыскательских работ достигает 80%, что приводит к потерям застройщиков в размере 200-250 млрд рублей ежегодно. Но решить эту задачу за счет поверхностной проверки работы членов СРО, не имея критериев и механизма контроля за выполнением изыскательских работ, нельзя. Чтобы выработать эти критерии, по мнению спикера, нужно создать рабочую группу экспертов, включив в нее представителей НОПРИЗ, профильных компаний, выполняющих инженерные изыскания, представителей строительных и инжиниринговых компаний.
Цена вопроса
Председатель Совета Ассоциации СРО «Центр развития строительства» (ОНП «Главсоюз») Алексей Пышкин обратил внимание собравшихся на отсутствие очевидной взаимосвязи между качеством выполнения строительных работ и квалификацией персонала генподрядчика, несмотря на создание Национального реестра специалистов. Качество, по мнению эксперта, достигается не требованиями к квалификации персонала, а полноценной работой системы управления качеством, в которой должно быть место СРО, которая с 1 июля 2017 года отвечает средствами компфонда ОДО за выполнение обязательств по контрактам. Но пока у СРО недостает правовых механизмов для ведения такой деятельности.
«Качество – категория экономическая, — напомнил участникам конференции директор АПО «Союзпетрострой-Проект» Андрей Уртьев. – Но проектные организации, которые работают качественно, оказываются неконкурентоспособными, потому что заказчик не готов платить за качественно выполненный проект, в том числе бюджетный заказчик. Сегодня это приводит к банкротству целых проектных институтов».
Источник: «Всё о саморегулировании»
Обсудить на форуме