Фальсификация стройматериалов становится проблемой | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации:

Фальсификация стройматериалов становится проблемой

Как минимум 7% мирового производства строительной продукции составляют поддельные материалы. Фальсифицируются самые известные и популярные торговые марки и товары. При этом прибыль фальсификаторов в разы превосходит доходы производителей оригинальной продукции, сообщает “Промышленно-строительное обозрение”.

Настоящей проблемой современного строительного рынка становится фальсификация стройматериалов. В широком смысле фальсификация означает введение в оборот товаров, умышленно измененных или имеющих скрытые свойства и качества, информация о которых является заведомо неполной или недостаточной. Часто потребителя вводят в заблуждение, предлагая ему контрафакт — продукцию, выпущенную с незаконным использованием фирменных товарных знаков. Понятно, что вычислить емкость рынка фальсификатов довольно сложно, хотя, по мнению экспертов, подделки составляют около 7% мирового производства строительной продукции.

Едва ли среди применяемых в строительстве материалов или оборудования найдутся такие, в отношении которых не предпринимались попытки фальсификации.

Не успели светодиодные светильники найти своих покупателей, как их поставщики начали получать рекламации. Как оказалось, в продажу поступали тщательно скопированные по дизайну светильники, однако, в отличие от оригиналов, вместо качественных светодиодов известных производителей (Nichia, Cree) в них были установлены китайские. Известен случай, когда компания ABB обнаружила китайскую подделку своего автоматического выключателя. Контрафактный продукт, как оказалось, не выполнял главную функцию: не размыкал электрическую цепь при токе короткого замыкания.

Нередки попытки имитации известных потребителю торговых марок. В этом случае копируется внешнее сходство, а в наименовании торговой марки меняется одна из букв или используется похожий логотип.

Например, ООО «Грундфос», владеющее правами на использование фирменного товарного знака на территории России и исключительными имущественными авторскими правами на дизайн циркуляционного насоса типа UPS, было вынуждено обратиться в суд с исковым заявлением о защите прав на товарный знак и дизайн. Речь шла о производстве и продаже имитационного оборудования под торговой маркой GRUNDROS, чьи дизайн и маркировка были сходны до степени сме¬шения с фирменными агрегатами GRUNDFOS.

Распознать подделку зачастую трудно даже опытным специалистам — фальсификации подвергаются не только товары, но и сопроводительные документы, сертификаты качества, безопасности, страна происхождения, товарный знак и т. д.

Как и в других сегментах рынка, в сухих смесях подделываются наиболее известные торговые марки и товары. Среди них есть как мировые бренды, например, «Кнауф» или «Бетонит», так и популярные российские торговые марки: «Глимс», «Юнис», «Старатели». Компания «Сен-Гобен Строительная Продукция Рус», владеющая брендом «Ветонит», оценивает объемы пиратских подделок своей продукции примерно в 5% от легально произведенной. Как уверяют в «ГЛИМС-Продакшн», объем фальсификатов выпускаемых компанией смесей временами достигал 20%.

Борьба с контрафактной продукцией идет постоянно, но трудно сказать, насколько она результативна. Среди причин постоянного обновления линейки фальсифицированной продукции называют несовершенство законодательства, низкую требовательность покупателей, недостаточную защиту своей продукции со стороны производителя. Но основная причина развития рынка фальсификатов — огромная норма прибыли изготовителей подделок (200-500%), которая значительно превышает их возможные потери.

В целом доля поддельной продукции на рынке сухих строительных смесей не превышает 1% от объемов потребления,- полагает, тем не менее, Евгений Беляев, управляющий Союзом производителей сухих строительных смесей РФ. — По самым смелым оценкам, стоимость реализованных контрафактных смесей составляет около 1 млрд рублей, однако в реальности эта цифра, скорее всего, вполовину меньше. По данным Союза производителей ССС, распространение контрафактных смесей географически четко локализовано — львиная доля подделок реализуется через открытые строительные рынки Москвы и Московской области, хотя факты сбыта периодически фиксируются почти во всех регионах РФ, чаще всего в Поволжье и на Урале. Обычно сухие смеси фальсифицируют еще в процессе изготовления, допуская технологические нарушения при производстве или экономя на дорогостоящих химических добавках. В результате смесь теряет такие важные заявленные характеристики, как укладываемость, пластичность, прочность, долговечность, адгезию.

По мнению Евгения Беляева, еще 7-8 лет назад объемы выпуска контрафакта достигали таких масштабов, что могли серьезно подпортить репутацию самых безупречных зарубежных поставщиков. Сейчас производство поддельных смесей сократилось, и даже недавний экономический кризис практически не повлиял на положение дел. Причина в том, что легальные производители применяют целый комплекс мер, чтобы обезопасить свою продукцию. Это и периодическое обновление дизайна упаковки, и четкая цветная печать, и нанесение штрих-кодов, а также защитных топографических наклеек. Кроме того, службы безопасности крупных компаний — производителей ССС совместно с сотрудниками ОБЭП проводят регулярные рейды по выявлению контрафактной продукции и мест ее производства. В результате рейдов задерживаются продавцы нелегальных товаров, конфискуется товар, взимаются штрафы. Самый надежный способ избежать рисков приобретения фальсификатов — покупать продукцию либо со склада официального дилера, либо в крупных сетевых строительных магазинах.

Фальсификация не менее актуальна и на зарубежных строительных рынках. Американские специалисты ICS Penetron Int нашли свой метод борьбы с подделками: они добавляют в смеси «Пенетрон Адмикс» специальный защитный состав. Новая формула позволяет определить, использовался ли на объекте фирменный гидроизолирующий состав. Чтобы убедиться в этом, достаточно поместить в воду соскоб с бетонной поверхности. Если применялся настоящий материал, то при ультрафиолетовой подсветке вода даст зеленое свечение. Выявить подлинность состава можно уже на стадии приготовления гидроизоляционной смеси — вода затворения приобретает зеленоватый опенок.

-Такая защита поможет отличить настоящий гидроизоляционный состав от контрафакта, — говорит Евгения Кузьминова, генеральный директор 000 «Пенетрон, региональное представительство по Северо-Западу». — Не секрет, что, экономя на материалах, подрядные организации используют низкокачественные добавки. Теперь, если гидроизоляция со временем не оправдает себя, заказчик всегда сможет проверить, применял подрядчик подлинную смесь или подделку.

Иная ситуация складывается, когда в продажу поступают имитации — упаковки смесей с похожими дизайном и логотипом. Недавно мы получили сообщение от наших технологов из Екатеринбурга о том, что на рынке появился гидроизоляционный состав «Пенетрат» белорусского производства с проникающими, по информации производителя, свойствами. Испытания этого состава, проведенные в лаборатории Завода гидроизоляционных материалов «Пенетрон», показали, что он даже не является материалом проникающего действия. Но повлиять на подобную маркетинговую политику производителя из ближнего зарубежья мы не можем. Только от заказчика зависит, будет ли он использовать тот или иной гидроизоляционный состав.

В борьбе с фальсификаторами все средства хороши, хотя и по-разному эффективны. Петербургской компании, которая специализируется на реконструкции вентиляционных каналов и дымоходов исторических зданий, пришлось, к примеру, полностью заменить рецептуру, чтобы раз и навсегда избежать фальсификации дорогостоящих составов.

Огнеупорная смесь из Финляндии M0RDAX на основе гранитной крошки хорошо зарекомендовала себя в ходе реставрационных работ благодаря особым химическим добавкам, которые придают ей огнеупорность и хорошую адгезию к самым разным поверхностям. Слабым звеном уникального состава оказалось то, что вместе с водой в смесь примешивался цемент в количестве 25% от объема. Из желания сэкономить подрядчики начали увеличивать его содержание -сначала до 30%, потом до 50-60%, иногда доходило до 80%. Все это немедленно сказалось на качестве обмуровки — она начала осыпаться даже от незначительных воздействий. Дилеру отследить технологию приготовления смеси было невозможно, а воссоздать оригинальный рецепт силами отечественных специалистов, обеспечить импорт компонентов и наладить выпуск на российском производстве, как оказалось, нерентабельно, поскольку сделало бы состав еще дороже. Решение нашли специалисты компании «Петроперлит», где производят сухие смеси на основе перлита для обмуровки промышленных печей. Предложенная ими смесь принципиально отличалась от оригинала, но оказалась дешевле, а по своим качествам даже превосходила импортный аналог.

- Смесь не надо предварительно смешивать с цементом, достаточно добавить воды,- отмечает один из инициаторов разработки Алексей Зубов, коммерческий директор реставрационно-строительной компании «Профреставрация», где уже два года используют новый состав. — Замена гранитной крошки на перлит сделала смесь втрое легче и избавила от излишнего радиационного фона. По цене она намного дешевле, а по некоторым характеристикам (например, по прочности, адгезии) превосходит финскую смесь и при нанесении не разрушает хрупкий известковый слой обмуровки старых внутристенных каналов.

Кроме того, попытки добавить в эту смесь даже небольшие дозы цемента выявляются немедленно, так как состав просто перестает прилипать к стенам. Подделывать же оригинальную рецептуру тоже не имеет смысла — подделка может оказаться дороже.


Обсудить на форуме