Вчера минэкономразвития внесло в правительство проект закона о Федеральной контрактной системе (ФКС), который заменит действующий 94-й закон о госзакупках. Тем самым министерство выиграло первый раунд в споре с Федеральной антимонопольной службой, которая хотела откорректировать и сохранить 94-й закон. Теперь слово за правительством.
По словам главы минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной, ожидается, что документ вступит в силу с 1 июля будущего года. Разногласия с ФАС остаются принципиальными, есть замечания и у других ведомств, так что обсуждение проекта в правительстве будет горячим. Но эксперты считают, что перевод госзакупок на ФКС — вопрос практически решенный.
"Сегодня перед нами стоит задача сделать российскую экономику более диверсифицированной, чтобы развивались не только сырьевые отрасли, — отметила Эльвира Набиуллина на конференции, посвященной закупкам госкомпаний. — Поэтому нужно включить все источники внутреннего спроса".
Закупки госкомпаний и ведомств в этом плане — существенный ресурс. Ежегодно они тратят на эти цели 13 триллионов рублей. Из них 7 триллионов рублей — расходы госкомпаний. При этом система закупок в компаниях остается тайной за семью печатями, а госведомства хоть и тратят казенные деньги публично, делают это неэффективно.
Минэкономразвития надеется, что реформа законодательства решит эту проблему. Федеральная контрактная система должна отрегулировать весь цикл госзакупок: от планирования того, что требуется государственным структурам, до оценки эффективности потраченных бюджетных средств.
Второй документ — 223-й закон о закупках госсектора (вступает в силу с 1 января 2012 года) наведет порядок в сфере, которая сейчас законодательно не регулируется.
- Некоторые компании построили собственные эффективные закупочные системы. Но практика других, и их большинство, носит антирыночный, закрытый характер, что оборачивается неоправданным ростом издержек и повышением тарифов. Расплачиваются в результате население и бизнес, — констатировала Эльвира Набиуллина.
Новый 223-й закон введет информационный стандарт для закупок госсектора, повысив их прозрачность. С 1 января будущего года госкомпании обяжут публиковать информацию о закупках на своих сайтах, а с 1 июля — на едином госпортале. Кроме того, они должны будут разработать свои положения о закупках, публиковать планы закупок, а также извещения о проведении торгов.
- Хорошо, что минэкономразвития не стало навязывать всем госкомпаниям единый стандарт закупок, — комментирует генеральный директор "Росатома" Сергей Кириенко. — Второй положительный момент: цена товара или услуги не является главным критерием для отбора поставщика.
По его словам, есть и другие, порой гораздо более важные параметры: качество, сроки поставки, безопасность.
- У нас был прецедент с оборудованием для теплоэнергетической станции в Китае, — вспомнил Кириенко. — Изначально за него просили 100 тысяч долларов. Мы блестяще провели конкурсные процедуры, заплатили в итоге вполовину меньше. Но сроки поставки нам сорвали на три месяца. А простой станции обходится в один миллион долларов в день. Сэкономили, называется.
Участники рынка говорят, что, помимо плюсов, в законе есть и минусы, поэтому его нужно корректировать. Например, сделать так, чтобы и после 1 июля 2012 года информацию о закупках разрешалось дублировать на официальном портале и сайтах компаний. Поправка нужна для того, чтобы не сорвать закупки: к работе официального ресурса у пользователей масса претензий.
По мнению гендиректора торгового портала Сергея Габестро, госкомпаниям вообще нужно дать возможность самостоятельно выбирать, где публиковать информацию о госзакупках: на собственном сайте, на госпортале или же в электронных СМИ. Этот "переходный период" должен действовать хотя бы до 2013 года.
- Нужно отказаться от фиксированного перечня товаров, которые закупаются на электронных торгах, а вместо этого установить процент от объема конкурентных процедур, который компании будут определять сами. Будет меньше поводов нарушать закон, — считает Габестро.
Есть вопросы к реестру недобросовестных поставщиков. Согласно закону список будет вести уполномоченный орган. Это значит, что доступ к "доске позора" будут иметь все. Но один и тот же поставщик может быть недобросовестным для "Роснано", но вполне надежным, к примеру, для "Росатома". Как быть в этом случае? Эксперты считают, что нужно отдать полномочия по составлению "черного списка" самим компаниям, чтобы они вели его для внутреннего пользования.
Эльвира Набиуллина предложила участникам рынка и экспертам совместно "настраивать" закон. Инициативы соберет "Деловая Россия", после чего они будут переданы в минэкономразвития. Часть предложений министр уже взяла на заметку. Одно из них касается создания Центрального арбитражного комитета, который будет заниматься досудебным разрешением споров, возникающих в процессе закупок.
Юлия Кривошапко
Обсудить на форуме