Минфин придумал схему контроля за госзакупками | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации:

Минфин придумал схему контроля за госзакупками

Минфин предлагает разработать новую разветвленную систему контроля за госзаказом, разделив полномочия между Федеральным казначейством и Росфиннадзором. Но участники рынка сомневаются, что Росфиннадзор сможет качественно контролировать исполнение заказов.

В октябре Дмитрий Медведев подписал указ о создании механизма мониторинга расходования бюджета, отведенного под госзаказ. В своих замечаниях к закону о Федеральной контрактной системе (есть в распоряжении РБК daily) Минфин рекомендует не согласовывать статьи 89—91 документа (контрактный аудит и контроль в ФКС). Вместо этого он предложил свою версию надзора за экономической эффективностью госзакупок.

За Федеральным казначейством следует закрепить полномочия по предварительному контролю на стадиях планирования и заключения госконтракта. «Это касается планов-графиков закупок, утвержденных лимитами бюджета, а также соответствия начальных цен правилам, которые устанавливает Минэкономразвития», — поясняет источник, знакомый с документом.

Полномочия по контролю за исполнением госзакупочного бюджета предлагается передать Росфиннадзору (для этого необходимо внести ряд поправок в Бюджетный кодекс). Кроме того, в компетенции Росфиннадзора будут закреплены проверка законности документации при закупке и обосновании расходов, а также проверка соответствия принятых товаров условиям госконтракта.

Оценку эффективности расходов на госзакупки предлагается разделить между Минэкономразвития, Минфином и Счетной палатой. Кроме того, на этапе формирования госпрограмм контроль за затратами федеральных органов власти и оценка соответствия сводных проектов планов закупок целям госпрограмм и объемам их финансирования будут входить в полномочия Минфина. Надзор за соблюдением прав поставщиков и регулирование в области защиты конкуренции сохраняются за ФАС.

С юридической точки зрения разделение полномочий примерно соответствует текущему положению вещей: казначейство рассчитывает и следит, кому сколько денег выделить, Росфиннадзор — как и сколько потратили, говорит старший юрист коммерческой практики Goltsblat BLP Денис Балакин. Однако формально инициатива Минфина соответствует поручению президента — предложено ведомство, которое будет следить за исполнением заказа. «Конечно, себя Минфин не забывает, побольше полномочий оставляет за собой и подконтрольными ведомствами», — добавляет юрист.

Впрочем, у эксперта есть сомнение, что Росфиннадзор сможет качественно контролировать исполнение заказов: вопрос, как финансисты могут проверить соответствие принятых товаров (например, медоборудования, результатов НИОКР). «Более правильным было бы передать контроль исполнения госконтрактов (в части приемки) профильным ведомствам», — считает г-н Балакин.

Эксперт по госзакупкам Иван Бегтин и вовсе не согласен с предложенной реформой. «Все эти структуры принадлежат исполнительной власти. По Конституции региональные и муниципальные закупки не должны контролироваться федеральными структурами», — говорит он.

Если учесть, что 90% госзакупок осуществляется исполнительной властью, то получается, что «одна рука деньги тратит, а вторая контролирует», утверждает эксперт. По его мнению, может быть несколько вариантов реформы института контролеров от госзаказа — например, отдать право надзора судебным властям. «В вариантах республики это может быть как в США (когда контроль вынесен на уровень Счетной палаты, а до этого обжалование происходит через третейские суды). Это может быть сделано как в Венгрии, где обжалование происходит через независимый негосударственный орган. Либо это может быть сделано на уровне судов (через реформу арбитражных судов с ускоренным судопроизводством или административных судов, которые у нас в Конституции прописаны, но не существуют)», — считает г-н Бегтин.

Анастасия Литвинова


Обсудить на форуме