Игорь Лукин: «Мы должны совершенствоваться в управлении» | Информационный портал «Саморегулирование»
Дата публикации: 25/09/2017

Игорь Лукин: «Мы должны совершенствоваться в управлении»

Игорь Лукин: «Мы должны совершенствоваться в управлении»

Строительное саморегулирование не для того прошло свой восьмилетний путь, чтобы его заменили госрегулированием, а строительные СРО вполне способны справиться с работой в новых условиях и активно помогать своим членам в ведении бизнеса. Так считает  председатель Комитета по строительству и ЖКХ МОО МАП и президент Ассоциации СРО «Стройкорпорация» Игорь Лукин. Свою точку зрения он изложил в публикации на портале «Строительство.RU», а заодно обозначил задачи, которые, по его мнению, должны и могут сегодня решать саморегулируемые организации.

Когда в 2008–2009 гг. возникла потребность в формировании профессиональных сообществ в связи со сложившимися условиями во внешней политике, мы все прекрасно понимали, что наше гражданское общество не было готово управлять такой отраслью экономики, как строительство. Ранее в таких структурах, как Госстрой, Госснаб и др., работали высококвалифицированные кадры, а ко времени формирования СРО эти заслуженные специалисты были уже не у руля, и все в свои руки взяли коммерсанты с целью заработка. Практика показала, что за 8 лет институт СРО потерял, по данным Национального объединения строителей, 22 млрд руб. компенсационного фонда.

Конечно, федеральный закон № 315-ФЗ был очень сырым, и все понимали, что улучшить качество строительства, найдя новую форму — СРО, нам не удастся, потому что никакого фактического влияния на управление стройотраслью, если не обладать должными ресурсами и специалистами, быть не может.

Введение федерального закона № 44-ФЗ вроде бы позволило государству сэкономить существенные деньги на закупках. Но по факту все мы знаем, чем обернулись те тендеры, демпинг цен на строительно-монтажные работы и искусственное занижение суммы контрактов. От 20 до 30 % выигранных проектов просто не были выполнены. А уж о качестве строительства в этих условиях вообще говорить не приходится.

Никакой ответственности за сорванные госконтракты СРО не несли. Кроме того, недобросовестные СРО сами создавали фирмы-однодневки с целью выигрыша на торгах через различные мошеннические схемы.

Однако эти 8 лет не прошли бесследно. Сейчас у нас появился Национальный реестр специалистов стройотрасли и федеральный закон № 372-ФЗ, который фактически позволяет избавиться от частных недобросовестных СРО, при этом наделяя ответственные саморегулируемые организации бо́льшими полномочиями в вопросах контроля над ведением госконтрактов их членами.

Каковы же основные функции СРО на сегодняшний день?

Прежде всего, это контрольная функция. Мы контролируем выполнение госконтракта каждого нашего члена. Сразу же после подписания контракта членом СРО его берет на рассмотрение контрольно-экспертное управление СРО и отслеживает все этапы строительства объекта до его ввода в эксплуатацию.

Чем организация может помочь своим членам?

Каждая СРО изыскивает свои способы поддержки членов организации. Расскажу на примере Ассоциации СРО «Стройкорпорация». Мы, понимая, что почти никто из банков не финансирует стройотрасль, создали свой кооператив — фактически микрофинансовую структуру. Пока кооператив только развивается, капитал только формируется, и на сегодня у нас большой процент годовых по кредитам. Поэтому сейчас мы финансируем небольшие компании на краткосрочные проекты, например, на закупку материалов для объекта, ввод в эксплуатацию которого произойдет в течение 2–3 месяцев.  При выплате кредита в этот срок удорожание СМР и стройматериалов составит не более 3 %, зато помощь для таких небольших компаний значительная. Также мы создали ассоциацию «Стройконтракт». Специалисты этой ассоциации помогают руководителям строительных организаций  преодолеть психологический барьер участия в госконтрактах и помогают выигрывать конкурсы. Процент выигрыша у нас достаточно большой.

Основные достижения СРО:

  • Участие директоров строительных компаний в управлении процессами строительства. Строитель понимает, что состоит в профсообществе, что само по себе стимулирует его работать более качественно. Если компания не сможет достроить взятый объект, то весь компфонд уйдет на него, таким образом, он подведет всех членов СРО. Это тоже, как показывает практика, повышает ответственность компаний.
  • Закон ужесточается, мы подсказываем директорам, как правильно организовать работу, чтобы соответствовать его требованиям. Стоит отметить, что, являясь членом СРО, компания по умолчанию становится генподрядчиком.
  • Идет формирование Национального реестра специалистов, что позволит повысить персональную ответственность за сданный объект.

Конечно, не все СРО проводят такую точечную работу со своими членами, но мы все к этому идем, и это правильный вектор развития стройотрасли.

К чему приведет отказ от СРО

Во всем мире отказываются от государственного управления различными отраслями экономики. Мы, если пойдем по пути государственного регулирования экономики, снова сделаем два шага назад в сторону плановой экономики. О какой тогда инвестиционной привлекательности может идти речь? В том же европейском бизнес-сообществе уже сотни лет существуют профессиональные организации, а юридические и физические лица, входящие в такие сообщества, отвечают своим статусом и членством, причем не только материально, но и уголовно. Создание нацреестра ведет именно к такой схеме работы, и это правильное решение.

Мы должны совершенствоваться в управлении. Пока на практике работа в этом направлении ведется тяжело. Например, регулярно пытаются унифицировать документы, по которым все СРО должны жить. Но ведь о каком САМОрегулировании может идти речь в этом случае? Мы должны поддерживать рыночные отношения, а не возвращаться к полному госрегулированию.

Какие задачи стоят на сегодня и что необходимо для их решения

  • Первое, к чему мы должны прийти, — это отказ от компенсационных фондов в пользу страхования. Если организация не может оплатить страховую премию, это уже показатель слабой компании, которой лучше уйти с рынка. Если не будет компфондов, не будет и соблазна для руководителей СРО выводить оттуда деньги.
  • Система работы банков, которые не кредитуют строительные компании, объясняя это большими рисками, фактически губит всю экономику в лице стройотрасли. Необходимо налаживать систему банковского партнерства. Сейчас у банков лишь одна задача — сохранить компфонд СРО. А работать с нами как с партнерами, хотя бы оперативно выдавая кредиты для подтверждения участия в торгах, банковские гарантии, применять факторинговые схемы для закупки материалов не хочет никто.
  • Наша общая задача — это повышение квалификации специалистов, использование новых материалов и технологий в строительстве, повышение ответственности специалистов, внесенных в Национальный реестр, за сданные в эксплуатацию объекты.
  • Необходимо понять, как сохранить компфонды при больших рисках по обеспечению договорных обязательств.
  • Продолжать работу по поддержке членов СРО в участии в госзакупках. Прошло всего два месяца с введения поправок, однако статистика показывает, что из 400 компаний, входящих в нашу СРО, 132 компании, активно участвующие в торгах, выиграли контракты на общую сумму более 3 млрд 500 млн.
  • Необходимо наладить тесное сотрудничество с производителями стройматериалов, создать свою базу качественных производственников. На данный момент никакой связи с ними нет. Учитывая демпинг цен, все строители хотят сэкономить и экономят именно на стройматериалах, что само по себе снижает качество строительства.
  • Стимулирование применения новых технологий в строительстве и производстве стройматериалов. Я считаю, это именно задача СРО.  Нигде в законе это не прописано, но именно нам вменено контролировать качество строительных материалов на объекте, и нам пора повсеместно внедрять новые технологии в работу.

Источник: «Строительство.RU»

Темы: ,


Обсудить на форуме