23 мая 2013 года Комитет Государственной Думы по вопросам собственности провел научно-практическую конференцию по теме: «Проект федерального закона «Об основах ГЧП в РФ»: сфера действия и механизмы регулирования. Предложения экспертного сообщества».
На конференции выступили председатель комитета Госдумы по вопросам собственности С. Гаврилов, первый заместитель председателя Совета Федерации А. Торшин, заместитель министра экономического развития РФ С. Беляков.
Поддержку участников конференции вызвало предложение председателя совета директоров ЕСТП СРО Ильи Константинова заложить в законопроект критерии общественного контроля проектов государственно-частного партнерства.
В частности он отметил: «Новый закон N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вводит несколько ключевых преимуществ по сравнению с 94 законом. Во-первых, это обязательное прогнозирование и планирование госзакупок в виде составления госучреждениями прогнозов, планов и планов-графиков закупок. Прогноз закупок жестко привязывается к программам развития экономики и социальной сферы. Во-вторых, основное качественное изменение — это общественный контроль над госзакупками. Гражданам и организациям предоставляется право проводить независимый общественный мониторинг и оценивать ход осуществления закупок, в том числе оценивать процедуры закупки и итоги исполнения контрактов на предмет их соответствия требованиям закона.
Готовясь к принятию закона о государственно-частном партнерстве, разработчики не учитывают необходимость обязательного общественного контроля. Хотя закон о ГЧП также как и закон о госзакупках нуждается в реальном контроле со стороны общественности».
По мнению Ильи Константинова, в России уже существует негосударственная система контроля: «Одним из таких инструментов общественного контроля могут стать саморегулируемые организации».
Участники конференции обсудили необходимость внесения в законопроект уточнений и дополнений, позволяющих отразить предложения субъектов РФ, муниципальных образований и экспертного сообщества.
По словам участников мероприятия, для ГЧП проектов нужна единая информационная система, в которой была бы аккумулирована информация о предстоящих конкурсах, а также фиксировалась разрабатываемая методологическая база. Помимо этого, уверены эксперты, необходимо формировать банк проектов ГЧП и типовой документации.
В апреле этого года Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект «Об основах ГЧП в РФ», которым предусматривается унификация подходов к правовому регулированию предмета и механизмов ГЧП, определение полномочий публично-правовых образований при реализации таких проектов, устанавливаются обязательства публичного и частного партнеров, в том числе, по обязательному финансированию и эксплуатации и (или) техническому обслуживанию объекта соглашения о ГЧП, а также гарантии прав и законных интересов частного партнера в проекте ГЧП.
При этом законопроектом допускается использование сторонами соглашения различных форм участия и моделей ГЧП, а также их возможных сочетаний в зависимости от целей и задач конкретного проекта ГЧП, включая использование форм взаимодействия, предполагающих возможность нахождение объекта соглашения в частной собственности.
Обсудить на форуме