Ростехнадзор опубликовал проект доклада о правоприменительной практике в сфере федерального строительного надзора за 2019 год. Поскольку в ходе общественного обсуждения приведенные в проекте данные ещё ни разу не корректировались, их смело можно считать окончательными, уточняет «Правда о СРО».
В 2019 году Центральный аппарат Ростехнадзора провел в отношении саморегулируемых организаций строителей, изыскателей и проектировщиков 178 проверок, в том числе:
- 70 внеплановых проверок (по поручению вице-премьера Д.Н. Козака от 13 сентября 2017 г. № ДК-П9-6031);
- 108 внеплановых проверок по контролю за исполнением ранее выданных предписаний.
В ходе одной внеплановой проверки СРО в среднем было выявлено 3,71 нарушений. Всего же на семьдесят проверенных СРО пришлось более 260 нарушений.
Основными типовыми нарушениями, выявленными в ходе внеплановых проверок СРО в 2019 году (как и в предыдущие два года), стали:
- несоответствие внутренних документов требованиям законодательства;
- нарушение требований Градостроительного кодекса и Федерального закона № 191-ФЗ в части формирования и размещения компенсационных фондов СРО на специальных счетах в уполномоченных правительством РФ кредитных организациях.
В результате совместной деятельности органа государственного надзора и национальных объединений СРО за 2019 год государственный реестр саморегулируемых организаций покинули 15 саморегулируемых организаций в сфере строительства, инженерных изысканий и проектирования. Еще 4 организации расстались со статусом СРО по собственному желанию. Во всех случаях основной причиной исключения было неразмещение средств компенсационных фондов на специальных счетах в уполномоченных банках в полном объеме.
Активнее всего реестр покидали саморегулируемые организации проектировщиков. Всего из реестра исключены 19 СРО:
- 4 СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство;
- 14 СРО, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;
- 1 СРО, основанную на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания.
В докладе о правоприменительной практике в сфере надзора над СРО (опять же традиционно) не упоминается о том, сколько СРО, исключенных Ростехнадзором во внесудебном порядке, впоследствии сумели вернуться в реестр в результате судебных решений, и сколько нарушений, по которым были выданы предписания, позже были признаны незаконными. Наиболее лояльные к госслужбе эксперты уверяют, что упомянутые факты свидетельствуют исключительно о крайне низкой юридической технике Федерального закона № 372-ФЗ и никак не способны повлиять на работу инспекторов Ростехнадзора, которые являются заложниками прямого прочтения буквы закона.
Отдельно отметим отрадный факт, что исключение 19 СРО не оказало никакого влияния на общее количество действующих саморегулируемых организаций. За 2019 год точно такое же количество организаций благополучно получили статус СРО.
По видам деятельности расклад 19-ти СРО, включенных в государственный реестр в 2019 году, таков:
- 4 СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство;
- 12 СРО, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;
- 3 СРО, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания.
Рост числа СРО изыскателей главным образом связан с необходимостью членства в СРО проектных организаций, выполняющих смешанные контракты на изыскания и проектирование, а также (в меньшей степени), с неутихающими спорами о необходимости членства в изыскательских СРО для проведения обследования оснований строительных конструкций.
Активность государственного регулятора в части включения/исключения сведений в/из Государственного реестра СРО явным образом свидетельствует как о высокой эффективности его работы, так и о востребованности института саморегулирования у участников строительного рынка.
Источник: «Правда о СРО»
Обсудить на форуме