Концепцию развития саморегулирования ждёт реинкарнация | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации: 01/10/2021

Концепцию развития саморегулирования ждёт реинкарнация

Концепцию развития саморегулирования ждёт реинкарнация

Концепция совершенствования механизмов саморегулирования, утверждённая в конце 2015 года, почила в Бозе, не найдя своего воплощения: в конце минувшего года документ утратил свою силу за истечением сроков реализации, не продвинувшись ни на пункт. Тем не менее, концепция не устарела, а потому её можно подправить и пролонгировать, — к такому выводу пришли члены Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской деятельности на своём последнем заседании. О том, как далось Совету это умозаключение, рассказала «Правда о СРО».

Совет ТПП по саморегулированию предпринимательской деятельности попытался определить план действий по дальнейшему развитию института саморегулирования. На встрече, состоявшейся 29 сентября, члены совета обменялись мнениями относительно актуальной ситуации в этой сфере. Судя по настроению участников заседания, ситуация в саморегулировании, мягко говоря «не очень». Впрочем, члены совета не теряют надежды на лучшее.

Председатель совета Константин Апрелев напомнил, что российское правительство за пять лет так и не приступило к реализации «Концепции совершенствования механизмов саморегулирования», утвержденной 30 декабря 2015 года. Более того, в ряде отраслей были приняты законы, противоречащие предусмотренной в концепции модели института саморегулирования. В конце прошлого года концепция утратила свою силу в связи с истечением сроков, на которые была рассчитана, и теперь у профессионального сообщества нет никаких документов, на которые можно было бы опереться для дальнейшего развития механизмов профессионального самоуправления. (Особо памятливые участники встречи вспомнили Указ Президента РФ от 23.07.2003 г. № 824, где было предусмотрено «развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики», но опираться на столь отдаленное прошлое желающих не нашлось).

В качестве печального примера члены совета вспомнили изменения в сфере аудиторской деятельности, где усилиями государства количество СРО аудиторов сократилось до одной единственной организации, которая при этом не имеет за собой закрепленного функционала и полномочий национального объединения СРО.

Выступившие в начале заседания Константин Апрелев, Алексей Каминский и Мария Воронина в своих тезисах относительно будущих действий совета были единодушны. По их мнению, разработанная и утвержденная шесть лет назад концепция и закрепленная в ней модель были сделаны достаточно качественно, учитывают интересы большинства участников саморегулирования и за прошедшие годы практически не устарели. Потому было предложено документ при необходимости актуализировать и в декабре этого года продвинуть для пролонгации на период до 2030 года.

В качестве площадки руководители совета намерены использовать либо Общественную палату РФ, либо ТПП (в частности, обсуждается проведение Всероссийской практической конференции по развитию саморегулирования, предположительно — 2 декабря 2021 года).

Несмотря на то, что противоречия между Минэкономразвития и Советом ТПП во взглядах на предложенную в Концепции модель саморегулирования за прошедшие годы никак не урегулированы, руководители совета надеются, что заход на новый круг с тем же документом принесет какой-то иной результат.

Надежды на изменение ситуации к лучшему главным образом связаны с процессами, идущими в коридорах Минпромторга: в ведомстве активно обсуждается возможность делегирования ряда государственных функций профессиональным объединениям. В случае, если этот процесс получит дальнейшее развитие в рамках системы саморегулирования, то такой «плацдарм» можно будет использовать как «опорный», считают в ТПП.

Одна из существенных проблем, которые для этого необходимо преодолеть, – это обеспечение преемственности компетенций объединений промышленников, которые давно и успешно работают (в том числе в сотрудничестве с государством), саморегулируемым организациям и их национальным объединениям.

В общем, добавить к позиции руководителей совета более ничего. Разумеется, были озвучены мнения, что ситуация за пять лет существенно изменилась, и, возможно, надо писать какую-то новую концепцию, но в сердце председателя собрания эта идея отзыва не нашла.

В числе других конструктивных идей можно вспомнить предложение по разработке и принятию закона «О саморегулировании». Сейчас в правовой конструкции российского саморегулирования очевиден правовой перекос: при наличии закона «О саморегулируемых организациях», в России такого закона нет. В этой связи в чате заседания активно обсуждалась необходимость разработки концепции такого базового закона.

Второй темой заседания стали перспективы и возможности по рейтингованию членов СРО.  Анатолий Дронов представил весьма познавательный доклад об опыте построения рейтингов с применением систем автоматической обработки данных…

***

В качестве пятничного бонуса отметим, что отсутствие представителей СРО в сфере строительства не помешало членам совета вспомнить прецедент использования средств компенсационных фондов для льготного кредитования членов СРО, который появился в строительном саморегулировании с подачи президента НОСТРОЙ Антона Глушкова. Приведем две наиболее ярких цитаты на эту тему.

«Кубышка-то есть, то почему бы не запустить её <руку-ред.>?! Хотя в принципе суть компенсационного фонда совсем не та. Она абсолютно дискредитирована при такой ситуации, когда мы начинаем из компенсационного фонда делать механизм финансирования, — говорит заместитель генерального директора А СРО «Кадастровые инженеры» Мария Воронина, — Извините меня, профинансировать всех членов мы не можем, значит у нас появляются «любимчики». Соответственно, руководство СРО кого хочет профинансирует, кого хочет – не профинансирует. У кого хочет, возьмет два бульдозера в залог, у кого хочет – не возьмет. Что это создаёт? – неравенство экономических субъектов на рынке!».

«Как профессиональный банковский кредитчик, я могу на это ответить только «ржу ни могу», — сказал директор Ассоциации СРО кредитных потребительских кооперативов «Центральное кредитное объединение» Анатолий Дронов, — В банках недостаточно квалификации у кредитных сотрудников и риск-менеджеров. Про то, что в СРО отсутствуют данные специалисты можно не разговаривать. Если вы посмотрите зарплату этих специалистов, то ни одна СРО себе это не позволит. Соответственно, всё что сможет сделать СРО – это раздать из компенсационного фонда деньги и не собрать их. Другими словами, это механизм вывода денег из компенсационного фонда. Другого просто не может быть…<…> Единственный вариант, когда в этой ситуации можно выдать деньги из компенсационного фонда – это «по понятиям». То есть, ни о каком цивилизованном виде кредитования речи не идёт. То есть, если силой смогут вернуть эти займы, их можно выдавать. Если других возможностей нет, то это вывод денег из компенсационных фондов».

При таких публичных оценках рассчитывать, что национальные объединения СРО в сфере строительства поддержат Совет ТПП по саморегулированию в его начинаниях, вероятно, не стоит.

Источник: «Правда о СРО»

Темы: , ,


Обсудить на форуме