Минэкономразвития разъяснило применение ФЗ о медиации, опираясь на Гражданский и Семейный кодексы | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации:

Минэкономразвития разъяснило применение ФЗ о медиации, опираясь на Гражданский и Семейный кодексы

Минэкономразвития России изложило свою позицию по ряду вопросов, связанных с применением Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)". Комментарии ведомства к закону в форме ответов на вопросы по отдельным проблемам размещены его официальном сайте.

Так, рассматривается вопрос, обязаны ли коммерческие организации закреплять деятельность по осуществлению альтернативной примирительной процедуры с участием посредников (процедуры медиации) в перечне видов экономической деятельности в уставе организации? Как отмечается в комментарии, в соответствии с пунктом 2 статьи 52 Гражданского кодекса РФ в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

По мнению Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития, у коммерческой организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, обязанность по закреплению видов деятельности, которые осуществляет эта организация, в уставе организации возникает только в том случае, если это прямо предусмотрено законом для юридических лиц соответствующего вида. Это, по мнению Минэкономразвития, соответствует позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 8 от 1 июля 1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Вправе ли саморегулируемая организация (далее – СРО) медиаторов осуществлять деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации? Возможность создания СРО медиаторов предусмотрена Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (далее – Закон № 193-ФЗ). Так, в соответствии с частью 1 статьи 18 Закона № 193-ФЗ СРО медиаторов могут создаваться в целях разработки и установления стандартов и правил профессиональной деятельности медиаторов, а также порядка осуществления контроля за соблюдением требований указанных стандартов и правил медиаторами, осуществляющими деятельность на профессиональной основе, и (или) организациями, осуществляющими деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

Помимо норм специального закона, регламентирующих порядок создания, деятельности СРО медиаторов, а также устанавливающих права, обязанности и функции СРО медиаторов, к СРО медиаторов применяются нормы Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее – Закон № 315-ФЗ). Согласно части 6 статьи 6 Закона № 315-ФЗ СРО не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов СРО и интересов ее членов или создающие угрозу возникновения такого конфликта.

Учитывая цели создания СРО медиаторов, указанные в части 1 статьи 18 Закона № 193-ФЗ, деятельность СРО медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации может, по мнению Минэкономразвития, повлечь возникновение конфликта интересов СРО и интересов ее членов или создать угрозу возникновения такого конфликта.

В каких организационно-правовых формах может осуществляться деятельность организации, обеспечивающей проведение процедуры медиации? Отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений, регламентируются Законом № 193-ФЗ.

В свою очередь Закон № 193-ФЗ не регламентирует порядок создания организаций, обеспечивающих проведение процедуры медиации. В связи с чем, по мнению Минэкономразвития, лица, желающие создать организацию в целях обеспечения проведения процедуры медиации, должны руководствоваться Гражданским кодексом РФ.

К какому коду (каким кодам) по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности относится деятельность медиатора и организации, обеспечивающей проведение процедуры медиации? По мнению Минэкономразвития, деятельность медиатора и организации, обеспечивающей проведение процедуры медиации, соответствует в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2001 коду 74.14 "Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления" в подклассе 74.1 "Деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием". Указанная группировка включает предоставление услуг по рассмотрению трудовых споров и примирению: содействие в досудебном разрешении трудовых споров или посредничество с целью примирения для урегулирования спорных вопросов между работниками и руководителями, между юридическими лицами или между физическими лицами.

Какие дополнительные требования могут быть установлены к медиатору? Требования к медиаторам установлены в статьях 15 и 16 Закона № 193-ФЗ. Вместе с тем, частью 7 статьи 15 Закона № 193-ФЗ предусмотрено, что соглашением сторон или правилами проведения процедуры медиации, утвержденными организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут устанавливаться дополнительные требования к медиатору, в том числе к медиатору, осуществляющему свою деятельность на профессиональной основе. По мнению Минэкономразвития, такие дополнительные требования не могут противоречить требованиям, установленным Законом № 193-ФЗ.

Что подразумевается под родственными отношениями в пункте 3 части 6 статьи 15 Закона № 193-ФЗ? Определение "родственные отношения" в законодательстве Российской Федерации отсутствует. Вместе с тем, следует отметить, что данный вопрос регламентируется Семейным кодексом РФ. В соответствии с частью 2 СК РФ семейное законодательство, в том числе регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, по мнению Минэкономразвития, при применении пункта 3 части 6 статьи 15 Закона № 193-ФЗ в части родственных отношений необходимо руководствоваться Семейным кодексом РФ.

Как должны исполняться медиативные соглашения? В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона № 193-ФЗ медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон. Согласно части 4 статьи 12 Закона № 193-ФЗ, медиативное соглашение по возникшему из гражданских правоотношений спору, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. К такой сделке могут применяться правила гражданского законодательства об отступном, о новации, о прощении долга, о зачете встречного однородного требования, о возмещении вреда. Защита прав, нарушенных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения такого медиативного соглашения, осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством.

Является ли отсутствие судимости обязательным требованием для осуществления деятельности медиатора на профессиональной основе? Общие требования к медиаторам установлены в статье 15 Закона № 193-ФЗ. Так, согласно части 2 указанной статьи, осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости. Осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, отвечающие требованиям, установленным статьей 16 Закона № 193-ФЗ.

По мнению Минэкономразвития, требования к медиаторам, осуществляющим деятельность на профессиональной основе, установленные статьей 16 Закона № 193-ФЗ, являются дополнительными к требованиям, установленным статьей 15 Закона № 193-ФЗ к медиаторам, осуществляющим деятельность на непрофессиональной основе.


Обсудить на форуме