Минстрой не справился с «регуляторной гильотиной» | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации: 16/12/2020

Минстрой не справился с «регуляторной гильотиной»

Минстрой не справился с «регуляторной гильотиной»

С 1 января 2021 года, согласно постановлению правительства России №1136 от 29.06.2020 г. , отменяется ряд постановлений правительства РФ и приказов Минстроя России, регулировавших, в частности, правоотношения в системе строительного саморегулирования. Однако взамен до сих пор не принято ни одного документа или закона. Это значит, что «встанут» аттестация, НРС и даже выплаты из компфондов СРО, сигнализирует АНСБ.

Напомним, что ПП № 1136 отменило более 30 различных документов в области строительства и ЖКХ – это было сделано в рамках «регуляторной гильотины». Причем предполагалось, что все необходимые  нормы из данных документов перейдут в поправки в Градостроительный кодекс РФ, которые должен был подготовить и внести в правительство РФ Минстрой России. Однако за полгода законопроект, согласованный крупнейшими отраслевыми объединениями и внесенный в правительство РФ, так и не перешагнул стадию предварительных согласований, поскольку получил два отрицательных заключения от ГПУ. Причем, как удалось выяснить,  Главное правовое управление (ГПУ) президента России настаивает на том, чтобы вся статья Градостроительного кодекса, касающаяся саморегулирования в строительной отрасли, была концептуально переработана, поскольку сейчас она уже просто нечитаема.

Становится очевидным, что за несколько дней до окончания осенней сессии Государственной Думы законопроект не то что не будет принят – он даже не будет внесен в Госдуму на рассмотрение. При этом с 1 января 2021 года, согласно ПП №1136  прекратят свое действие следующие документы и заложенные в них нормы:

* Постановление Правительства РФ от 31 марта 2012 г. N 271 «О порядке аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 17, ст. 1959).

Последствия отмены данного документа: Аттестация новых экспертов и переаттестация действующих экспертов всех видов экспертиз будет остановлена. Соответственно, права на экспертную деятельность – а также и на работу — могут лишиться тысячи специалистов. Минстрой России подготовил проект постановления правительства, который прописывает новую процедуру аттестации и переаттестации экспертов. Документ был представлен на рассмотрение профессионального сообщества и рабочей группы по «регуляторной гильотине». Однако документ до сих пор не утвержден и, соответственно, применяться не может. Более того, он становится легитимным только после того, как соответствующие положения об аттестации экспертов появятся в Градостроительном кодексе – а сейчас их там нет.

* Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2016 г. N 970 «О требованиях к кредитным организациям, в которых допускается размещать средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 41, ст. 5824).

* Постановление Правительства РФ от 19 апреля 2017 г. N 469 «Об утверждении Правил размещения и (или) инвестирования средств компенсационного фонда возмещения вреда саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 18, ст. 2781).

* Постановление Правительства РФ от 26 января 2017 г. N 85 «Об утверждении Правил направления Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, в кредитную организацию требования о переводе на специальные банковские счета указанных национальных объединений саморегулируемых организаций средств компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств (в случае формирования такого компенсационного фонда) саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, сведения о которой исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций, и формы такого требования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 6, ст. 933).

Последствия отмены данных документов: Ограничения для размещения средств компенсационных фондов СРО только в уполномоченных банках будут отменены. Сейчас таких банков около 20, и их список каждый квартал утверждается правительством России. С 1 января 2021 г. этот список становится неактуальным, и СРО формально получают право размещать свои компенсационные фонды в любом банке, как это было до реформы системы СРО в 2017 году.

Напомним, что в ходе реформы и перевода компфондов СРО в уполномоченные банки выяснилось, что из-за банкротства банков СРО утратили более 40 млрд рублей компенсационных фондов, причем некоторые СРО умудрились разместить свой компфонды последовательно в 5-7 банков, у которых столь же последовательно отзывались лицензии. В результате Ростехнадзор лишил статуса СРО из-за недостаточного компфонда более  100 саморегулируемых организаций, а некоторые СРО дополняли свой компфонд за счет перечислений от действующих членов СРО.

Три года у СРО не было никаких проблем с сохранностью компфондов, и вот теперь эта брешь вновь открыта – СРО может выбрать для размещения КФ любой банк, который предложит максимально выгодные условия.

Кроме того, могут остановиться выплаты компаниям-членам ликвидированных СРО при переходе их в действующие СРО из взносов в компенсационный фонд в том случае, если СРО перечислила эти средства в Национальное объединение строителей. Поскольку документ, определяющий порядок этих выплат, отменяется, НОСТРОЙ вправе также приостановить выплаты до появления соответствующего положения в Градостроительном кодексе. Соответственно, строительная компания, которая рассчитывала на эти средства (а это сотни тысяч, а иногда и миллионы рублей), должна будет из собственных или заемных средств внести взнос в компфонд и неизвестно сколько ждать перечисления от НОСТРОя. В любом случае, это незапланированные издержки строителей.

* Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 6 апреля 2017 г. N 688/пр «О порядке ведения национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национального реестра специалистов в области строительства, включения в такие реестры сведений о физических лицах и исключения таких сведений, внесения изменений в сведения о физических лицах, включенные в такие реестры, а также о перечне направлений подготовки, специальностей в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2017 г., регистрационный N 46502).

Последствия отмены данного документа: с 1 января 2021 г. может быть приостановлено включение новых специалистов в Национальный реестр специалистов.

Напомним, что согласно требованиям законодательства, компания, которая состоит в саморегулируемой организации или хочет в нее вступить, а также претендует как член СРО на получение госконтракта, должна иметь в штате не менее двух специалистов, включенных в Национальный реестр. Это требование касается компаний, состоящих в строительных, проектных и изыскательских СРО.

Если внесение данных в Нацреестр будет приостановлено (а сейчас это около 100 специалистов в день), ряд компаний, у которых данные о специалистах не внесены в НРС,  не смогут принять участие в торгах на госзаказ и, соответственно, потеряют контракты и деньги. Все это может отразиться на финансовой устойчивости членов СРО, а иногда и привести к банкротству.

***

В качестве последствий от задержки с принятием законопроекта стоит отметить и сворачивание процедуры выдачи займов из компенсационных фондов СРО –  поправка о продлении процедуры также прописана в «гуляющем» законопроекте.  Таким образом, механизм, который только-только начал разворачиваться по поручению президента России, будет ликвидирован.

Источник: Агентство новостей «Строительный бизнес»

Темы: , ,


Обсудить на форуме