Михаил Мень: Строительство инфраструктурных проектов нуждается в господдержке | Информационный портал «Саморегулирование»
Дата публикации: 18/10/2016

Михаил Мень: Строительство инфраструктурных проектов нуждается в господдержке

Михаил Мень: Строительство инфраструктурных проектов нуждается в господдержке

Какие задачи стоят сегодня перед государством в строительном секторе, какими мерами правительство намерено поддержать падающий спрос на жилье, сколько можно сэкономить при внедрении BIM-технологий, а также будет ли создан новый техкомитет по строительным материалам, рассказал в интервью «Интерфаксу» глава Минстроя России Михаил Мень.

О жилье

- Михаил Александрович, строительство жилья вошло в список приоритетных проектов, как будет вестись работа по развитию этой сферы?

- Первое, что хочу отметить, сегодня есть серьезная проблема по инфраструктуре. Это касается социальной, транспортной внутриквартальной и инженерной инфраструктуры для микрорайонов будущей комплексной жилой застройки (КОТ). Дело в том, что сегодня у большинства регионов нет возможности строить инфраструктурные проекты за счет собственных средств или средств муниципальных бюджетов, кроме нескольких субъектов РФ (Москва, Санкт-Петербург, Московская область — ИФ), где покупательская способность позволяет закладывать затраты на инфраструктуру в стоимость квадратного метра. Поэтому мы считаем, что поддержка по этому направлению, безусловно, нужна.

На эти цели планируется выделить 20 млрд руб.: 10 млрд руб. — это средства, которые нам удалось саккумулировать в рамках программы ФЦП «Жилище», плюс также планируется дополнительно выделить 10 млрд руб. Эти средства пойдут на субсидирование процентной ставки в части инженерной инфраструктуры, а что касается социальной и внутриквартальной транспортной инфраструктуры, то это могут быть прямые субсидии в регионы под конкретные проекты микрорайонов комплексной застройки. Это очень важный механизм поддержки и это основной ее элемент, если говорить о конкретной помощи регионам. Здесь, безусловно, будут задействованы проекты повторного применения, которых у нас уже в общей массе больше 400. Это поможет сэкономить средства при строительстве социальных объектов, и это будет правильно. А что касается архитектурных решений, то они могут быть любые. Регион также может использовать свой проект в случае, если он будет экономически обоснован, и его целевые показатели будут такими же, как в проектах повторного применения.

- В августе много говорили о том, что есть падение спроса на жилье. Что-то изменилось с наступлением сезона?

- В первую очередь сейчас изменилась ситуация по ипотеке, она очень серьезно подросла, и постепенно объем взятых ипотечных кредитов приближается к показателям 2014 года, который, если помните, был как раз рекордным по объемам выдачи ипотеки. Напомню, что 2015 год был рекордным по объемам ввода жилья, а вот все-таки по ипотеке цифра была меньше. Если в 2014 году объем выдачи ипотеки составил порядка 1 трлн 760 млрд руб., то в 2015 эта цифра составила порядка 1 трлн 100 млрд руб., а сейчас наблюдается подъем примерно на 40%, который говорит нам, что мы постепенно движемся в сторону 2014 года и это позитивно.

Относительно индустриального жилья мы пока видим неплохую картину: по сути, по объемам ввода мы остаемся на позиции 2015 года. А вот в индивидуальном жилищном строительстве (ИЖС) есть снижение на 14,6%. В основном, его причины субъективные: кто-то, видимо, заморозил личные стройки и ждет изменений в семейном бюджете, чтобы их продолжить.

Об ипотеке

- Программа госсубсидирования ипотеки заканчивается в этом году, а есть ли еще какие-то механизмы поддержки спроса?

- Пока программа государственного субсидирования ипотечной ставки играет ключевую роль. До конца года она будет работать, помимо этого у Агентства ипотечного жилищного кредитования (АИЖК) очень много наработок. Так сейчас идет серьезная работа по электронной закладной, чтобы закладную можно было оформлять в электронном виде. С одной стороны, это позволит сократить временные затраты заемщика, с другой – снизить операционные затраты кредитора. А снижение затрат банков на выдачу ипотеки повлечет за собой снижение ставок. Кроме того коллеги работают над проектом по выпуску однотраншевой ипотечной ценной бумаги, которая будет обеспечена АИЖК. Это может очень серьезно изменить ситуацию на ипотечном рынке. Сейчас это два основных механизма, которые позволят сделать ипотечное кредитование еще более доступным для населения. Помимо этого очень неплохие есть программы в субъектах РФ тоже по субсидированию ипотечной ставки: в Волгограде госсубсидирование доходит до 6% для программы «Жилье для российской семьи (ЖРС), в Калининграде эта цифра составляет 8%.

- А будет ли продлена программа госсубсидирования ипотечной ставки, если нет, то что придет ей на замену?

- Сейчас мы только начинаем обсуждать этот вопрос, и пока никаких решений не принято, но в том виде, в котором программа существует сегодня, она уже неактуальна. Напомню, что в таком виде она принималась, когда была очень высокая ключевая ставка ЦБ (на начало 2015 года ключевая ставка составляла 17% — ИФ), сейчас она значительно ниже, поэтому вопрос этот находится в стадии обсуждения.

О государственном компенсационном фонде

- Расскажите о Государственном компенсационном фонде? Уже продуман механизм его работы?

- Сейчас идет активная работа по проработке нормативно-правовой базы, которую мы до конца года должны завершить, потому что с нового года фонд уже должен заработать. Сейчас в Правительстве обсуждаются решения относительно организационно-правовой правовой формы госфонда. Окончательных решений пока не принято: мы рассматриваем разные варианты, в том числе и формат публично-правовой компании (ППК), а также вариант создания этого фонда как дочерней структуры АИЖК. Что касается взносов со стороны застройщиков, то эта цифра будет составлять порядка 1%, что соответствует сегодняшним тарифам по страхованию договоров долевого участия. Так что не будет никакого увеличения нагрузки ни на строительную отрасль, ни на самих потребителей.

- Как будут работать те застройщики, которые сейчас работают по действующей схеме страхования? Им придется с 1 января 2017 года вносить взносы и в компенсационный фонд?

- Если в доме на момент 1 января 2017 года будет застраховано хоть одно ДДУ (договор долевого участия – ИФ), то дом должен продолжать страховаться в страховых компаниях и работать по старой схеме, если же дом начнет продавать ДДУ после 1 января 2017 года, то добро пожаловать в фонд. Могу сказать совершенно точно, что перекрестных переплат не будет.

- Как быстро может завершиться переходный период?

- Строительный процесс идет 2-2,5 года, так что, думаю, что к концу 2018 года домов, работающих по схеме страхования, уже не останется.

О ЖКХ

- Какие изменения в сфере ЖКХ нас ждут благодаря принятым в весеннюю сессию законам?

- В первую очередь, можно говорить об изменениях законодательства в части привлечения частных инвестиций на условиях концессий. К примеру, теперь можно брать те объекты в концессию, у которых не до конца зарегистрировано право собственности на имущество. То есть концессионер, подписывая с муниципалитетом концессионное соглашение, берет обязательство оформить все незарегистрированное имущество в течение года на муниципалитет. Это крайне важно. Второе важное решение касается того, что даже если у объекта есть долги, но концессионер готов их погасить, такой объект теперь тоже можно будет передать в концессию. Все это потенциально отразится на качестве, потому что мы видим, что с приходом концессионера сразу падает аварийность и снижаются потери в сетях.

Не могу не отметить важных изменений непосредственно для людей – это введение штрафов в пользу потребителей. Минстрой России подготовил проект постановления Правительства. Если организация-исполнитель или лицо, отвечающее за начисление оплаты за коммунальные услуги, завышает размер платы, он будет должен, пересчитав платеж, выплатить дополнительно потребителю штраф в размере 50% от переплаты. А если коммунальная услуга предоставлена некачественно, например, есть перерыв в предоставлении горячей воды более чем на 4 часа подряд, то штраф в пользу потребителя в этом случае составит 100 рублей в сутки — их должны выплатить каждому заявившему.

- Достаточно много говорилось о возможности прямых расчетов между потребителями и ресурсоснабжающими организациями, когда может быть принят подобный законопроект?

- Вопрос очень сложный для многих субъектов РФ. В большинстве случаев необходимо убирать посредника между потребителем и ресурсоснабжающими компаниями при проведении платежей. Но нужно это сделать крайне тонко и осторожно, чтобы не разбалансировать те настроенные системы ЕРЦ, которые работают во многих субъектах, в том числе и в Москве. Поэтому как именно это сделать, мы сейчас обсуждаем уже с новым составом Госдумы РФ. Хотелось бы этот законопроект все-таки откорректировать и внести в эту сессию, если получится, но надо, конечно, учесть все замечания, которые поступали от региональных властей. Повторю, очень важно не разрушить уже имеющиеся системы проведения платежей, которые есть во многих субъектах РФ сегодня.

Об аварийном жилье

- Как обстоят дела с программой переселения граждан из аварийного жилья? Будет ли она завершена в срок?

- По нашим оценкам, основная масса субъектов РФ справится с поставленной задачей. Цель вполне достижимая: за 2017 год останется расселить порядка 3 млн кв. м (программа переселения граждан из аварийного жилья завершается в сентябре 2017 года – ИФ). Это вполне реалистичная цифра, поскольку мы сейчас уже научились расселять до 3 млн кв м жилья в год. К сожалению, у нас не все регионы относятся серьезно к поставленной задаче. Ну, вот хочу сказать, что регионы, которые были так или иначе наказаны за срывы сроков программы по переселению граждан из аварийного жилья (Забайкалье, Карелия – ИФ), сегодня демонстрируют положительную динамику. Не хотелось бы доводить до таких экстренных мер, конечно.

- Каким регионам необходима помощь в данный момент?

- Всякая помощь уже оказана кому только можно, все условия смягчены до максимума. В этом году по решению председателя правительства Дмитрия Медведева поддержка оказана 15 регионам, испытывающим трудности с изысканием средств региональных бюджетов на реализацию программ, на общую сумму 6,7 млрд.рублей  — республикам Дагестан, Калмыкия, Карелия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Тыва, Забайкальскому краю, Амурской, Вологодской, Кемеровской, Рязанской, Саратовской, Тульской, Ульяновской областям, Еврейской автономной области. Проведена предварительная оценка недостаточности средств региональных бюджетов на 2017 год, по результатам которой для 4 регионов – Амурской, Саратовской областей, Республики Карелия и Забайкальского края — принято решение об оказании дополнительной финансовой помощи в 2017 году. Для этих целей в проекте федерального бюджета на 2017 год предусмотрен дополнительный имущественный взнос в Фонд ЖКХ в размере 5,2 млрд. рублей.

Сегодня мяч на стороне руководителей субъектов РФ. Что будет в случае срыва сроков программы – это уже решения, которые будут рассматриваться не только в нашем министерстве. Губернаторы, подписывая документы о строительстве нового жилья взамен аварийного, должны понимать свою ответственность.

О внедрении BIM-технологий

- Как обстоят дела с внедрением технологий информационного моделирования в сфере строительства (BIM)?

- Мы внесли в правительство отредактированную дорожную карту по внедрению технологий информационного моделирования в сфере строительства, после ее утверждения мы планируем начать работать по ней. Мы рассчитываем, что часть госзаказов в строительстве в 2017 году начнет исполняться с применением ВIM-технологий. Мы возлагаем большие надежды на эту технологию.

BIM-технологии или технологии информационного моделирования позволяют проектировать и эксплуатировать объект недвижимости как единый комплекс, на ранних этапах рассчитывая стоимость, риски, сроки выполнения работ, вариативность исполнения. BIM позволяет визуализировать в 3D-формате любые элементы и системы здания и прогнозировать весь жизненный цикл объекта. В итоге появляется возможность избежать огромного количества постоянных изменений, сэкономить время, существенно сократить расходы строительства и дальнейшей эксплуатации объектов. Такой подход существенно снижает затраты на проектирование, а также сокращает сроки разработки проектной документации. Это такая история, которая настолько современна, что, в первую очередь, позволяет вести диалог заказчика с проектировщиком, даже если первый не разбирается в проектировании. Это очень облегчает работу, к тому же при применении BIM-технологий очень сложно обмануть.

О едином госзаказчике

- Как продвигается работа «Роскапстрой»? Сколько объектов сейчас на балансе?

- У «Роскапстроя» сформирован ряд компетенций. Среди них — образовательная деятельность в сфере градостроительства, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, сертификация систем менеджмента и персонала в строительном комплексе, услуги консалтинга и экспертизы. Но одна из самых важных задач организации – осуществление функций заказчика в сфере строительства и реконструкции объектов капитального строительства, осуществляемых за счет средств федерального бюджета.

Организация заключила договор с Фондом «Талант и успех» на исполнение функций технического заказчика строительства объектов образовательного центра «Сириус» в Сочи, который создан для развития творческого потенциала детей и подростков. Еще целый ряд объектов в «Роскапстрой» будут передан для осуществления функций строительного контроля, в том числе, возможно, объекты в рамках ФЦП «Развитие Крыма». По поручению зампреда правительства России Юрия Трутнева «Роскапстрой» включился в достройку гостиницы Hayatt на Дальнем Востоке.

Кроме того, на «Роскапстрой» возложена сегодня еще и чрезвычайно важная работа в Приморье. По поручению Минстроя России на территории Приморского края сегодня находятся представители «Роскапстроя» для оказания методологической и организационной помощи районам, пострадавшим от паводка.

О техкомитете по стройматериалам

- Будет ли создан все-таки отдельный технический комитет (ТК) по стройматериалам?

- Наше министерство по-прежнему придерживается позиции, что единый технический комитет по строительству – более правильная конструкция. И это, на наш взгляд, полностью соответствует тем установкам, которые дал президент на Госсовете. Сегодня этот вопрос уже вынесен на уровень правительства, и мы готовы работать в любой конфигурации. Но в случае, если решение все-таки будет принято о выделении строительных материалов в отдельный техкомитет, мы будем настаивать на активном участии в работе этого комитета представителей нашего министерства и экспертов строительной отрасли, а также на синхронизации работы этих двух комитетов. Здесь принципиально важно, что строительные материалы – это та продукция, которую потребляют строительные компании, и это отличает промышленность строительных материалов от других видов промышленных производств, где продукция поступает, как правило, уже к конечному потребителю. Но, еще раз повторю, единство техкомитета – более правильный подход.

 Источник: «Интерфакс-Недвижимость»

Темы: , ,


Обсудить на форуме