Михаил Викторов: «В систему саморегулирования в России мало кто верил…» | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации: 25/11/2019

Михаил Викторов: «В систему саморегулирования в России мало кто верил…»

Михаил Викторов: «В систему саморегулирования в России мало кто верил…»

Строительному саморегулированию 10 лет. В начале декабря Национальное объединение строителей намерено широко и красиво отпраздновать юбилей, закрепив тем самым свои успехи. А успехи, несомненно, присутствуют, уверен первый руководитель аппарата НОСТРОЙ, а ныне – председатель Совета Союза «МООСС» Михаил Викторов. О том, как саморегулирование «проникло» в российскую стройотрасль, он рассказал Агентству новостей «Строительный бизнес».

 - Для меня тема саморегулирования началась в 2005 году – тогда в журнале Росстроя вышла одна из первых моих статей, в которой были обозначены основные принципы формирования системы СРО в строительном комплексе. До принятия поправок в Градостроительный кодекс оставалось еще целых четыре года…

На тот момент к саморегулированию относились как к некой европейской теории: да, в Великобритании есть Королевское общество инженеров-строителей, и ему как минимум 200 лет. Да, есть Германия с ее инженерными традициями, но это же Европа! А у нас все решает государство. Поэтому в систему саморегулирования в России мало кто верил, и перед нами стояла очень трудная задача фактически силой убеждения вовлекать в эту тему все большее и большее количество людей и организаций.

Первой на этот путь встала Ассоциация домостроителей Санкт-Петербурга, которую возглавлял Андрей Молчанов, вице-президентом был Максим Соколов, а я – генеральным директором. Мы увидели в саморегулировании возможность развивать строительную отрасль, влиять на нормативную базу, обеспечивать качество, безопасность, объемы и  темпы строительства, и поставили перед собой стратегическую задачу эту тему всячески продвигать.

Следующей федеральной площадкой, которая была вовлечена в тему саморегулирования, стал Российский Союз строителей, куда коллеги меня делегировали для работы на постоянной основе. Должен отметить огромную роль президента РСС Виктора Забелина, который как государственник и министр советской эпохи оценил идеи саморегулирования и активно их продвигал в строительном сообществе. В 2006-2007 годах мы уже перешли к конкретным шагам, постепенно формируя нормативное поле и готовя и РСС, и региональные союзы строителей к переходу на саморегулирование. Мы очень быстро нашли поддержку у коллег в регионах и создали команду, которая, по сути, и занялась формированием базы для перехода стройкомплекса на саморегулирование. Ефим Басин, Любовь Аристова, Иван Дьяков, Али Шахбанов, Максим Федорченко, Михаил Фокин, Алексей Белоусов  и многие другие – это актив Российского Союза строителей, основоположники СРО.  И я всегда чувствовал за плечами эту команду, которая помогала в нашей работе и административно, и юридически.

Дальнейшая история становления СРО всем известна: в 2008 году были приняты соответствующие поправки в 315-ФЗ – это открыло возможность создавать саморегуируемые организации, и в 2009 году создание СРО в системе строительства было поставлено на реальную основу. Были приняты поправки в Градкодекс, которые писала команда Российского Союза строителей. И даже слово «допуск» вписал в закон именно я, потому что тогда еще были допуски Ростехнадзора, и мы старались придерживаться некой преемственности. Более того, преемственность при переходе от государственного управления к саморегулированию была одним из ключевых принципов. Сюда же я отнесу отраслевой принцип формирования СРО и приказ № 624 о видах работ.

Вспоминая все, что было сделано за эти 10 лет, могу сказать, что многие идеи, которые мы обсуждали на старте, были реализованы – пусть и не сразу. Региональный принцип СРО, реестр специалистов, подготовка кадров, помощь малому и среднему бизнесу – все это было заложено в первые годы и теперь воплощается в жизнь. Создание Совета по профквалификациям – это очень мощный и правильный шаг, который усилил влияние самого нацобъединения, эта тема будет развиваться, а эта работа  — на долгие годы, а то и десятилетия.

На данный момент НОСТРОЙ – это влиятельная и облеченная очень серьезными полномочиями организация. Можно сказать, что НОСТРОЙ стал частью системы государственного управления отраслью, поскольку он принят Правительством и Минстроем России как сильный представитель интересов строительного бизнеса. Однако жизнь не стоит на месте, и Национальному объединению строителей есть, к чему стремиться. Нужно постоянно переосмысливать систему СРО, понимать, что сработало, а что нет, и иметь волю выбрать лучшее, отказавшись от неправильных решений. Главное – идти вперед!

Источник: АНСБ

Темы: , ,


Обсудить на форуме