Уже в следующем году допуски к работам для всех строителей РФ, кроме работающих с госзаказом, могут стать необязательными. Эта инициатива похоронит институт СРО и посеет хаос на строительном рынке, пишет «Деловой Петербург», ссылаясь на мнение представителей бизнеса.
Из–за банкротства кредитных организаций в этом году пострадали как минимум 40 строительных СРО в России, в том числе не менее 15 — с пропиской в Петербурге. Общий объем средств компенсационных фондов СРО, зависших на счетах проблемных банков, оценивается в 10 млрд рублей. Пытаясь исправить ситуацию, федеральные власти уже в следующем году планируют отменить допуски для всех строительных фирм, кроме работающих по госконтрактам. Это приведет к переделу системы саморегулирования, уходу с рынка минимум 80% СРО и перетеканию их денег (в том числе и зависших в банках) в Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ). Застройщики говорят, что отсутствие допусков облегчит им жизнь, но не исключают образования хаоса в строительном сегменте.
Что зависло, то пропало
За 6 лет саморегулирования в России создано 274 строительных СРО (в том числе 30 — в Петербурге). Общий объем компенсационных фондов этих организаций оценивается в 100 млрд рублей (в фондах петербургских СРО — около 9 млрд рублей). А общий бюджет, которым распоряжаются российские СРО, с учетом членских взносов и других вливаний в систему, оценивается в 160 млрд рублей.
Согласно закону объединения хранят деньги на счетах в российских банках. Чистка банковских рядов только в этом году лишила российские СРО минимум 10 млрд рублей. По оценке аналитиков, у петербургских СРО на счетах проблемных банков зависло 1–4 млрд рублей. Однако ни на одном из сайтов СРО информации о проблемах с состоянием компенсационных фондов нет, и, судя по официальным данным, их размеры не сократились.
«СРО приравнивают к кредиторам лопнувшего банка, расчеты с которыми производятся в последнюю очередь. И до расчетов дело не доходит. Если ситуация не будет законодательно урегулирована, компенсировать потери придется самим строителям», — цитирует «ДП» президента Ассоциации СРО «Содружество Строителей» Сергея Жакова.
С коллегой выражает согласие Федор Малковский, директор Ассоциации «Союзпетрострой — Стандарт» (у компании застряли деньги в двух закрытых банках): «Ни одной СРО не удалось вытащить ни копейки. И, даже если за месяц до банкротства банка СРО выводила оттуда средства, их нужно было вернуть в конкурсную массу. Таков закон». Единственный выход для пострадавших СРО, по его словам, — идти в Конституционный суд. «Но это чревато пересмотром важных для строительной отрасли законов и хаосом», — говорит эксперт.
Конец системы СРО
Участники рынка считают, что именно ситуация с зависшими в банках деньгами СРО подтолкнула федеральные власти к идее отменить допуски для строительных компаний, за исключением тех, что работают по госзаказу. В конце ноября заместитель председателя правительства Дмитрий Козак дал поручение Минстрою РФ разработать и до конца года принять такой федеральный закон.
Отмена допусков приведет к массовому исходу строительных компаний из СРО, поскольку госзаказом занимаются лишь 10–15% их общего числа. Потеряв строителей, многие СРО не смогут соответствовать требованиям закона о минимальном количестве членов (их должно быть более 100) и будут закрыты. А их компенсационные фонды (в том числе и деньги в проблемных банках) передадут в НОСТРОЙ, который будет дальше за них отвечать.
Строители, работающие по госзаказу, в свою очередь, начнут перетекать из закрытых СРО в оставшиеся, в том числе и такие, которые просто торгуют допусками. А у них, как правило, много членов и потому больше шансов остаться на плаву. «В результате доля коммерческих СРО может увеличиться с нынешних 20% до 80%. И вместо порядка на рынке мы получим хаос и кормушки для специальных людей», — цитирует «ДП» одного из участников рынка.
Мнения разделились
Две трети строительных компаний продолжат работу без допусков, подсчитали эксперты. У застройщиков разное отношение к этой перспективе. «Допуски как инструмент защиты рынка от недобросовестных игроков полностью себя дискредитировали. Без них будет даже лучше — не придется платить за бумажку. А качество строек мы и так контролируем», — вполне оптимистичен Константин Ковалев из ГК «Пионер».
Но есть и другое мнение. К примеру, Олег Барков из Hansa Group считает, что это приведет к опасной ситуации, когда на рынке будет работать кто угодно. «Да, сегодня получение допусков — долгий и коррупционный процесс. Но наладьте его. Пользы будет больше, чем от разрушения правильной, но незрелой системы», — заключил он.
Источник: «Деловой Петербург»
Обсудить на форуме