Публикуем очередной обзор изменений законодательства в сфере деятельности застройщиков и их объединений, подготовленный экспертами Национального объединения застройщиков жилья (НОЗА)
ОБЗОР
изменений законодательства в сфере деятельности застройщиков и их объединений за декабрь 2014 года
(размещен на сайте www.inrso.ru)
Основные темы |
страница, пункт |
Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 456-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» | |
Программы комплексного развития транспортной и социальной инфраструктуры | стр. 5,
пункт 1 |
Перенос срока вступления в силу запрета на предоставление земельных участков и изменение вида разрешенного использования при отсутствии правил землепользования и застройки | стр. 5,
пункт 2 |
Продление срока действия нормы о включении (исключении) земельного участка в границы населенного пункта при отсутствии генеральных планов | стр. 5,
пункт 3 |
Продление срока выдачи градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства, реконструкции линейного объекта | стр. 5-6,
пункт 4 |
Продление срока действия особенностей осуществления градостроительной деятельности в Москве и Московской области | стр. 6,
пункт 5 |
Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 533-ФЗ «О внесении изменений в статьи 49 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации» | |
Упрощения в части строительства и реконструкции буровых скважин | стр. 6 |
Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» | |
Общие положения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд | стр. 6
пункт 1 |
Изменение оснований изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд | стр. 7,
пункт 2 |
Документы территориального планирования и документация по планировке территории как условие для изъятия земельных участков | стр. 7,
пункт 3 |
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд на основании ходатайства | стр. 7-8,
пункт 4 |
Определение размера возмещения в связи с изъятием земельного участка | стр. 8,
пункт 5 |
Срок подачи иска о принудительном изъятии земельного участка | стр. 8,
пункт 6 |
Резервирование земель для целей недропользования | стр. 8,
пункт 7 |
Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 459-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» | |
Дополнение участков недр местного значения | стр. 8-9,
пункт 1 |
Права собственников и иных правообладателей земельных участков | стр. 9,
пункт 2 |
Порядок исправления технических ошибок в лицензии на пользование недрами | стр. 9,
пункт 3 |
Продление срока предоставления лесных участков без проведения государственного кадастрового учета | стр. 9,
пункт 4 |
Федеральный закон от 22 декабря 2014 года № 447-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации | |
Комплексные кадастровые работы: содержание, цели, заказчики | стр. 9-10,
пункты 1 — 3 |
Отметка в ГКН о наличии земельного спора | стр. 10,
пункт 4 |
Порядок внесения и изменений в ГКН сведений об адресе | стр. 10,
пункт 5 |
Сокращение срока постановки объекта на государственный кадастровый учет, государственной регистрации прав на объект недвижимости | стр. 10,
пункт 6 |
Устранение кадастровой ошибки | стр. 10,
пункт 7 |
Изменения в части внесения в ГКН сведений о ранее учтенных объектах | стр. 10,
пункт 8 |
Изменение оснований приостановления государственной регистрации прав на земельные участки | стр. 11,
пункт 9 |
Федеральный закон от 29декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» | |
Уточнение понятийного аппарата | стр. 11,
пункт 1 |
Твердые коммунальные отходы | стр. 11,
пункт 2 |
Различия в правилах обращения с отходами и твердыми коммунальными отходами | стр. 11-12,
пункт 3 |
Требования в области обращения с отходами при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте | стр. 12,
пункт 4 |
Требования при эксплуатации зданий, сооружений, связанной с обращением с отходами | стр. 12-13,
пункт 5 |
Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов | стр. 13,
пункт 6 |
Территориальная схема в области обращения с отходами | стр. 13,
пункт 7 |
Уточнение объектов, проектная документация которых подлежит государственной экологической экспертизе | стр. 13-14,
пункт 8 |
Уточнение объектов, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе | стр. 14,
пункт 9 |
Уточнение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в области обращения с отходами, порядок лицензирования деятельности в данной сфере | стр. 14,
пункт 10 |
Единая государственная информационная система учета отходов | стр. 14,
пункт 11 |
Изменение состава платы за коммунальные услуги | стр. 14,
пункт 12 |
Дополнение случаев заключения государственного (муниципального) контракта у единственного поставщика | стр. 14-15,
пункт 13 |
Перенос срока вступления в силу отдельных положений Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» | стр. 15,
пункт 14 |
Признание утратившим силу Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» | стр. 15,
пункт 15 |
Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» | |
Создание территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) | стр. 15,
п. 1 |
Особый правовой режим осуществления деятельности на ТОСЭР | стр. 15-16,
п. 2 |
Полномочия федерального органа в области градостроительной деятельности | стр. 16,
п. 3 |
Функции управляющей компании | стр. 16-17,
п. 4 |
Резиденты ТОСЭР | стр. 17,
п. 5 |
Документация по планировке ТОСЭР | стр. 17,
п. 6 |
Подготовительные работы для строительства | стр. 17,
п. 7 |
Особенности получения разрешения на строительство и на ввод в эксплуатацию линейных объектов | стр. 17,
п. 8 |
Особенности проведения государственной экологической экспертизы | стр. 17-18,
п. 9 |
Особенности размещения объектов ТОСЭР на землях лесного фонда | стр. 18,
п. 10 |
Особенности создания ТОСЭР в моногородах | стр. 18,
п. 11 |
Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 519-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» | |
Исключение необходимости установления градостроительных регламентов применительно к ТОСЭР | стр. 18,
п. 1 |
Изменения в связи с особенностями осуществления деятельности на ТОСЭР | стр. 18,
п. 2 |
Особенности осуществления трудовой деятельности у резидентов ТОСЭР | стр. 19,
п. 3 |
Тарифы для резидентов ТОСЭР в Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования РФ | стр. 19,
п. 4 |
Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 485-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации» | |
Изменения в федеральные законы в связи с возможностью перераспределения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ | стр. 19,
п. 1 |
Передача полномочий по организации теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в сельских поселениях на уровень муниципального района | стр. 19,
п. 2 |
Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 498-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» | |
Отсрочка уплаты или списание неустойки (пени) | стр. 20,
п. 1 |
Закрытый реестр банковских гарантий | стр. 20,
п. 2 |
Изменение условий исполнения контрактов | стр. 20,
п. 3 |
Реструктуризация задолженностей коммерческих банков, возникающих в связи с предъявлением к исполнению банковских гарантий | стр. 20,
п. 4 |
Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» | |
Изменение размера нотариального тарифа за удостоверение сделок по отчуждению недвижимого имущества | стр. 20-21,
п. 1 |
Изменения в части удостоверения сделок, направленных на отчуждение или залог недвижимого имущества | стр. 21,
п. 2 |
Удостоверение нотариусом решения органа управления юридического лица | стр. 21,
п. 3 |
Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 511-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» | |
Создание единого реестра проверок | стр. 21-22 |
Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 253 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» | |
Повышение размера государственных пошлин | стр. 22,
пункт 1 |
Установление размера государственной пошлины за действия в сфере лицензированием деятельности по управлению многоквартирными домами | стр. 22 — 23,
пункт 2 |
Иные федеральные законы, вступающие в силу в январе 2015 года, обзор которых давался ранее | стр. 23 |
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1521 «Об утверждении Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» | |
Изменения в части обязательных стандартов и сводов правил в строительстве | стр. 23-25 |
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» | |
Виды объектов, которые могут размещаться без предоставления земельных участков и установления сервитута | стр. 25-26 |
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года № 1308 «Об утверждении Правил определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в федеральной собственности» | |
Порядок определения размера платы | стр. 26-27 |
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года № 1299 «Об утверждении Правил проведения публичных торгов по продаже объектов незавершенного строительства | |
Порядок подготовки и проведения аукционов по продаже объектов незавершенного строительства, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных по результатам аукциона, в связи с прекращением действия договоров аренды таких земельных участков | стр. 27
|
Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2014 года № 1461 «Об утверждении Правил определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности» | |
Порядок расчета платы по соглашению об установлении сервитута | стр. 28 |
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года № 1305 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» | |
Изменения в части расчета размера арендной платы (лизингового платежа) при передаче ресурсоснабжающим организациям в аренду или лизинг объектов инженерно-технического обеспечения, выкупленных специализированными обществами проектного финансирования в соответствии с основными условиями и мерами реализации программы «Жилье для российской семьи» | стр. 28,
пункт 1 |
Основные условия определения цены выкупа объекта инженерно-технического обеспечения и арендной платы (лизингового платежа) при передаче объекта инженерно-технического обеспечения в аренду (лизинг) ресурсоснабжающей организации | стр. 28-29,
пункт 2 |
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1603 «Об утверждении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного назначения и масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в аренду без проведения торгов» | |
Требования к объектам, для размещения которых допускается предоставление земельных участков без проведения торгов | стр. 29 |
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2014 года № 1318 «О регулировании отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования» | |
Утверждение документов в области создания и использования наемного (арендного) жилья. | стр. 29-30 |
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ
1. Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 456-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Вступил в силу с 1 января 2015 года.
1. Предусмотрена разработка программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа, комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа. Данные программы представляют собой документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов соответственно транспортной или социальной инфраструктуры местного значения поселения, городского округа, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально-экономического развития муниципального образования, инвестиционными программами субъектов естественных монополий в области транспорта. Программы разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных генеральных планов.
2. Срок вступления в силу запрета на предоставление находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка с основным видом разрешенного использования, предусматривающим строительство зданий, сооружений, и на изменение вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки перенесен на 1 июля 2016 года применительно к городу федерального значения Москве, к Московской области и применительно к муниципальным образованиям, в которых по состоянию на 1 января 2015 года правила землепользования и застройки не утверждены.
3. До 1 июля 2016 года продлена возможность включения земельного участка в границы населенного пункта (исключения из границ населенного пункта) на основании решения уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, которые расположены на территории Московской области или в которых по состоянию на 1 января 2015 года указанные документы территориального планирования не утверждены.
4. На 1 год (до 31 декабря 2015 года) продлен срок, в течение которого в отношении земельных участков, предназначенных для строительства, реконструкции линейных объектов могут предоставляться градостроительные планы. При этом для выдачи разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию подготовка проекта планировки и проекта межевания не требуется.
5. До 1 июля 2016 года продлен срок, в течение которого в городе Москве и на территории Московской области допускается принятие решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, о подготовке документации по планировке территории при отсутствии генерального плана, выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки.
2. Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 533-ФЗ «О внесении изменений в статьи 49 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации»
Вступил в силу 10 января 2015 года.
Установлено, что в случае строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, получение разрешения на строительство не требуется, а проектная документация на строительство, реконструкцию таких буровых скважин не подлежит экспертизе, проводимой в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.
3. Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Вступает в силу 1 апреля 2015 года.
1. Земельный кодекс дополнен новой главой, в которой детально урегулирован порядок принудительного отчуждения (изъятия) земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Так, определены органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, условия, при которых допускается такое изъятие, порядок выявления правообладателей объектов недвижимости, подлежащих изъятию. Установлен порядок принятия решения об изъятии и уведомления правообладателей о принятом решении, определены основания для отказа в удовлетворении ходатайства об изъятии земельных участков и в принятии решения об изъятии. Регламентирован порядок подготовки и заключения соглашения об изъятии земельного участка. Исключена необходимость государственной регистрации в ЕГРП решения об изъятии.
2. Внесены следующие изменения в основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд: предусмотрена возможность изъятия земельных участков для размещения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Исключена возможность установления законами субъектов РФ дополнительных оснований для изъятия земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности.
3. Предусмотрено, что изъятие земельных участков в целях строительства, реконструкции объектов федерального, регионального или местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и проектами планировки территории. При этом решение об изъятии может быть принято не позднее чем в течение трех лет со дня утверждения проекта планировки территории. По истечение указанного срока проект планировки территории в части определения границ зон планируемого размещения таких объектов не действует.
Также установлено, что проект планировки территории до его утверждения подлежит согласованию с органом государственной власти или местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
4. Вводится возможность принятия решений об изъятии земельных участков на основании ходатайств, которые могут быть поданы следующими юридическими лицами:
1) являющимися субъектами естественных монополий, в случае изъятия земельных участков для размещения объектов федерального или регионального значения и обеспечивающих деятельность этих субъектов;
2) уполномоченными в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, заключенными с органами государственной власти или местного самоуправления договорами или соглашениями либо имеющие разрешения (лицензии) осуществлять деятельность, для обеспечения которой осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
3) являющимися недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
Перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд, устанавливается Правительством РФ.
Ходатайство также может подать государственное унитарное предприятие, государственное учреждение в случаях изъятия земельного участка для размещения объекта федерального или регионального значения, предусмотренных адресной инвестиционной программой.
В случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства указанных лиц, то такие лица выполняют действия, необходимые для подготовки соглашения об изъятии земельных участков, в том числе обеспечивают проведение кадастровых работ, оценку объектов недвижимости, подлежащих изъятию.
5. Установлены четкие правила определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Так, размер возмещения определяется в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных Земельным кодексом РФ. Например, в случае прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным юридическому лицу, рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость права аренды земельного участка на предельный (максимальный) срок (49 лет при отсутствии такого срока).
Определены объекты и расходы, которые не учитываются при определении размера возмещения.
6. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд (3 года). При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения 90 дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.
7. Установлена возможность резервирования земель для государственных нужд в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.
4. Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 459-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Вступил в силу с 1 января 2015 года.
1. Участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, отнесены к участкам недр местного значения. Предусмотрено, что право пользования участком недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи возникает на основании решения органа государственной власти субъекта РФ. При этом участки недр местного значения предоставляются в пользование для указанных целей в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
2. Определены права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков в целях использования для собственных нужд имеющихся в границах земельных участков общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод.
При этом уточнено, что под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод понимается их использование для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд. Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому.
3. Урегулирован порядок исправления технических ошибок в лицензии на пользование недрами.
4. Возможность предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета продлена до 1 января 2017 года, но только в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых.
5. Федеральный закон от 22 декабря 2014 года № 447-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации
Вступил в силу 1 января 2015 года.
1. Предусматривается проведение комплексных кадастровых работ. Такие работы выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов:
1) земельных участков, кадастровые сведения о которых не соответствуют требованиям к описанию местоположения границ земельных участков;
2) земельных участков, занятых зданиями или сооружениями, площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным проектом межевания территории;
3) зданий, сооружений, а также объектов незавершенного строительства, права на которые зарегистрированы.
2. Комплексные кадастровые работы проводятся в целях уточнения местоположения границ земельных участков, а также иных объектов недвижимости, образования земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, и земельных участков общего пользования, исправления кадастровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости.
3. Заказчиком комплексных кадастровых работ является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя). Установлены порядок выполнения комплексных кадастровых работ, особенности уточнения местоположении границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ, согласования местоположения границ земельных участков, внесения в государственный кадастр недвижимости сведений, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
4. Установлено, что в государственный кадастр недвижимости может вносится отметка о наличии земельного спора о местоположении границ земельных участков, которая снимается в случае:
1) поступления заявлений об учете изменений земельных участков, местоположение границ которых считается спорным, в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади;
2) разрешении земельного спора о местоположении границ земельных участков в судебном порядке;
3) истечения 15 лет со дня внесения сведений о спорном местоположении границ земельных участков.
5. Уточняется порядок внесения и изменения сведений об адресе. Так, предусмотрено, что с заявлением об учете адреса правообладателя здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве оперативного управления, хозяйственного ведения, доверительного управления или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лицо, обладающее этими зданием, сооружением, помещением либо объектом незавершенного строительства на таком праве.
6. Сокращен срок постановки на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, государственной регистрации прав на объект недвижимости с 18 календарных до 10 рабочих дней.
7. Установлен порядок изменения сведений кадастра в целях устранения кадастровой ошибки о местоположении границ земельного участка (без согласия правообладателя по истечении 6 месяцев со дня направления заинтересованным лицам решения о необходимости устранения такой ошибки. При исправлении кадастровой ошибки площадь земельного участка не может измениться более чем на пять процентов).
8. Уточняется порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости, являющихся ранее учтенными.
9. С 1 января 2018 года отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка, пересечение границы земельного участка с границей другого земельного участка не будет являться основанием для приостановлении государственной регистрации только в случае регистрации возникновения, перехода или прекращения права собственности на земельную долю. Сейчас это не является основанием для приостановления регистрации также в случае: если право на такой участок ранее зарегистрировано; если такой земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства; если права возникают в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
6. Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»
Вступил в силу с 1 января 2015 года, за исключением отдельных положений.
1. Уточнены используемые в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления» понятия. В том числе определено, что объекты размещения отходов включают в объекты хранения отходов (специально оборудованные сооружения, которые предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения) и объекты захоронения отходов (участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности). С 1.01.2016 года требования к объектам размещения отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) и требования к объектам захоронения твердых коммунальных отходов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
2. Введено понятие твердые коммунальные отходы, к которым, в частности, относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Введено понятие норматив накопления твердых коммунальных отходов.
3. Установлены разные правила обращения с отходами и твердыми коммунальными отходами. Так, производители, импортеры товаров обязаны самостоятельно обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством Российской Федерации. Производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор.
С 1.01.2016 сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации осуществляются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Регулируется содержание и порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Порядок регулирования тарифов в области обращения с такими отходами.
С 1.01.2016 запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров
4. Установлены требования в области обращения с отходами при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте. Так, при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) для сбора таких отходов в соответствии с установленными требованиями, правилами и нормами в области обращения с отходами. Запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов. Указанные требования вступают в силу с 1 января 2016 года.
5. С 1.01.2016 юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством РФ в области обращения с отходами;
разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства;
вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов;
соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов;
внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии;
проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;
предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций;
в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления.
Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение хозяйственная и (или) иная деятельность индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в процессе которой образуются отходы, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
6. С 1.01.2016 внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.
В случае накопления отходов в целях утилизации или обезвреживания в течение одиннадцати месяцев со дня образования этих отходов плата за их размещение не взимается.
С 1.01.2019 при размещении отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, плата за негативное воздействие на окружающую среду не взимается.
7. В целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - территориальная схема обращения с отходами). Данная норма вступает в силу с 1 января 2016 года.
8. С 1 июля 2015 года уточняется перечень объектов, проектная документация которых подлежит государственной экологической экспертизе. Так, вместо проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I — V класса опасности, установлено, что государственной экологической экспертизе подлежит проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности.
9. С 1 января 2016 года уточняется, что государственной экспертизе подлежит проектная документация не любых объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V классов опасности, а только объектов, используемых для обезвреживания и (или) захоронения отходов I - V классов опасности (в отношении иных объектов может проводиться негосударственная экспертиза).
10. Уточнены полномочия Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления в области обращения с отходами, порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности. Для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, Лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют до 30 июня 2015 года.
11. Вводится единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров (содержит информацию об отходах от использования товаров, о наличии мощностей основного технологического оборудования по обеспечению утилизации указанных отходов и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию и предназначена для осуществления контроля за выполнением установленных нормативов утилизации). Порядок создания, эксплуатации и модернизации системы устанавливается Правительством Российской Федерации.
12. С 1 января 2016 года в плату за коммунальные услуги для собственников (нанимателей) помещений в многоквартирном доме включается плата за обращение с твердыми коммунальными отходами.
13. Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» дополнен новым случаем заключения контракта у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) — осуществление субъектами РФ за счет субсидий, предоставленных из федерального, закупки работ или услуг по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации для строительства объектов, используемых для обработки, утилизации отходов, объектов обезвреживания отходов, строительству и оснащению таких объектов у организаций, включенных в перечень, утвержденный Правительством РФ.
14. Перенесена с 1 января 2015 года на 1 июля 2015 года дата вступления в силу ряда положений ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» о возможности организации, осуществляющей водоснабжение и водоотведение, прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение в случае аварийного состояния водопроводных и (или) канализационных сетей, а также о нормативах допустимых сбросов загрязняющих веществ и лимитов на сбросы, плате абонентов за негативное воздействие на окружающую среду, вводе в эксплуатацию локальных очистных сооружений.
15. Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» с 1 января 2016 года признается утратившим силу.
7. Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» третьем
Вступает в силу 30 марта 2015 года.
1. Закон предусматривает создание территорий опережающего социально-экономического развития (далее — ТОСЭР) в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. ТОСЭР создаются на 70 лет по решению Правительства РФ на основании предложения уполномоченного федерального органа исполнительной власти. В решении о создании ТОСЭР предусматривается перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых действует особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности. ТОСЭР не может создаваться в границах особой экономической зоны или зоны территориального развития.
В течение трех лет ТОСЭР могут создаваться на территориях субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также на территориях моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ, по истечении трех лет – на территориях остальных субъектов Российской Федерации.
2. Особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности на ТОСЭР включает в себя:
1) установление резидентам льготных ставок арендной платы за пользование объектами недвижимого имущества, принадлежащими управляющей компании;
2) особенности налогообложения резидентов;
3) приоритетное подключение к объектам инфраструктуры;
4) предоставление государственных услуг на территории опережающего социально-экономического развития;
5) применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны;
6) освобождение резидентов от уплаты налогов на имущество организаций и земельного налога;
7) особенности осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на ТОСЭР.
3. Уполномоченный федеральный орган (Министерство по делам Дальнего Востока (за исключением территорий моногородов)) осуществляет:
1) выдачу разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства и реконструкции объектов инфраструктуры ТОСЭР, за исключением объектов, указанных в пункте 51 части 1 статьи 6 Градостроительного кодекса РФ, кроме автомобильных дорог федерального значения;
2) согласование схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, в котором создается или функционирует ТОСЭР, согласование документации по планировке ТОСЭР для размещения объектов капитального строительства регионального значения, осуществление государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ;
3) утверждение проекта планировки ТОСЭР в целях ее комплексного развития.
4) согласование документов территориального планирования муниципальных образований, в границах которых расположена ТОСЭР, а также правил землепользования и застройки;
5) предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности и расположенных на ТОСЭР;
6) принятие решения о резервировании земель и принудительном отчуждении земельных участков (изъятии земельных участков) для государственных нужд в целях размещения объектов инфраструктуры ТОСЭР;
7) установление сервитутов в отношении земельных участков в целях размещения объектов инфраструктуры ТОСЭР.
4. В качестве застройщика объектов инфраструктуры ТОСЭР выступает управляющая компания (акционерное общество, определенное Правительством РФ, его дочерние хозяйствующие общества). Управляющая компания также получает технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения и осуществляет передачу этих условий индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, осуществляющим строительство или реконструкцию.
Управляющей компании в порядке, установленном Правительством РФ, передаются на праве собственности или аренды земельные участки, здания, строения, сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные на территории опережающего социально-экономического развития. Распоряжение такими земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями, а также объектами инфраструктуры ТОСЭР осуществляется управляющей компанией в порядке и на условиях, которые установлены Правительством РФ.
Управляющая компания обеспечивает все мероприятия, необходимые для исполнения решения об изъятии земельных участков и иных объектов недвижимости для государственных нужд в целях размещения объектов инфраструктуры ТОСЭР.
Управляющая компания организует: строительство и эксплуатацию автомобильных дорог; размещение объектов инфраструктуры ТОСЭР; электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение на территории опережающего социально-экономического развития и т.п.
5. Резидент ТОСЭР — индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, государственная регистрация которых осуществлена на ТОСЭР, которые заключили с управляющей компанией соглашение об осуществлении деятельности на ТОСЭР и включены в реестр резидентов ТОСЭР.
Управляющая компания предоставляет резиденту в собственность или аренду земельный участок, если для осуществления соответствующей деятельности резиденту требуется земельный участок.
6. Документация по планировке ТОСЭР подготавливается управляющей компанией и утверждается уполномоченным органом без проведения публичных слушаний. Вид разрешенного использования земельных участков устанавливается в соответствии с документацией по планировке территории опережающего социально-экономического развития.
7. До выдачи разрешения на строительство объектов, необходимых для размещения объектов инфраструктуры ТОСЭР, подготовительные работы могут выполняться с даты представления проектной документации в целях проведения ее экспертизы. Перечень видов указанных работ устанавливается уполномоченным федеральным органом по согласованию с Минстроем.
8. Для получения разрешений на строительство линейных объектов, необходимых для создания ТОСЭР, и на ввод таких объектов в эксплуатацию предоставление градостроительных планов земельных участков не требуется. При этом правила, установленные пунктом 2 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, не применяются и уполномоченный федеральный орган проводит проверку соответствия проектной документации объектов проектам планировки территории и проектам межевания территории.
9. В случае, если требуется проведение государственной экологической экспертизы проектной документации объектов инфраструктуры ТОСЭР, такая экспертиза проводится при условии соответствия требованиям указанного Федерального закона «Об экологической экспертизе» проектной документации, материалов и иных документов, представляемых заказчиком непосредственно для ее проведения в федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченные на проведение государственной экологической экспертизы. Срок проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов инфраструктуры ТОСЭР не может превышать 45 дней после ее предварительной оплаты в полном объеме.
10. Допускается размещение объектов инфраструктуры ТОСЭР на землях лесного фонда. При этом допускается осуществление выборочных и сплошных рубок лесных насаждений (за исключением случаев, предусмотренных Лесным кодексом РФ и иными законодательными актами РФ). Лесохозяйственный регламент на ТОСЭР до его утверждения подлежит согласованию с уполномоченным федеральным органом.
11. Помимо создания ТОСЭР в соответствии с настоящим федеральным законом предусмотрено создание ТОСЭР в порядке, установленном Правительством РФ, на территориях монопрофильных муниципальных образований (моногородов) с наиболее сложным социально-экономическим положением, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ. В отношении таких территорий предусмотрены отдельные требования к резидентам, а также условия осуществления предпринимательской деятельности.
8. Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 519-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»
Вступает в силу 1 апреля 2015 года.
1. Устанавливается, что в отношении территорий опережающего социально-экономического развития градостроительные регламенты не устанавливаются.
2. Вносятся изменения в целый ряд федеральных законов, предусматривающие, что особенности предоставления земельных участков, установления сервитутов, изъятия и резервирования земельных участков для государственных нужд в целях размещения объектов инфраструктуры ТОСЭР, осуществления градостроительной деятельности, строительства, реконструкции автомобильных дорог, строительства, реконструкции объектов инфраструктуры на землях лесного фонда, проведения государственной экологической экспертизы проектной документации, осуществления полномочий органов государственной власти субъектов РФ, организации местного самоуправления на ТОСЭР, регулирования отношении в области рыболовства и решения вопросов местного значения и т.п. устанавливаются Федеральным законом о ТОСЭР.
3. Установлены особенности осуществления трудовой деятельности у резидентов ТОСЭР, в том числе при привлечении ими иностранных граждан.
4. Для резидентов ТОСЭР установлены на 10 лет пониженные размеры тарифов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
- 9. Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 485-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации»
Вступил в силу 9 января 2015 года.
1. Внесены изменения в Земельный и Градостроительный кодексы Российской Федерации, а также целый ряд отраслевых федеральных законов о возможности перераспределения полномочий в области земельных отношений, градостроительной деятельности, жилищных отношений, в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в области погребения и похоронного дела, в области обращения с отходами, в сфере рекламы, в сфере организации розничных рынков, организации и осуществлении деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, в области регулирования торговой деятельности между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ в порядке, предусмотренном частью 12 статьи 17 ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Справочно: Согласно части 12 стати 17 Закона № 131-ФЗ с начала очередного финансового года законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением полномочий органов местного самоуправления в сферах управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления охраны общественного порядка, установления структуры органов местного самоуправления, изменения границ территории муниципального образования, а также ряда иных полномочий.
2. Установлено, что полномочия по организации теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории сельских поселений осуществляют органы местного самоуправления муниципального района (на территории городских поселений – органы местного самоуправления таких поселений), если иное не предусмотрено законом субъекта РФ.
10. Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 498-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Вступил в силу с 31.12.2014 года.
1. Установлено, что в 2015 году в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней). Данное положение действует до 1.01.2016.
2. Вводится закрытый реестр банковских гарантий, предоставляемых в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов, если такие заявки и (или) контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну.
3. В 2015 году допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), срок исполнения которых завершается в 2015 году, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта.
4. В 2015 году заказчик вправе осуществить реструктуризацию задолженностей коммерческих банков, возникшую в связи с предъявлением требований к исполнению банковских гарантий, предоставленных в качестве обеспечения исполнения контрактов (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.
11. Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
- Изменен размер нотариального тарифа за удостоверение сделок, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества:
например, до 1 000 000 рублей (не близким родственникам) — 3 000 рублей плюс 0,4 процента суммы сделки (было 1 процент суммы договора, но не менее 300 рублей);
свыше 1 000 000 до 10 000 000 рублей — 7 000 рублей плюс 0,2 процента суммы сделки, превышающей 1 000 000 рублей (было 10 000 рублей плюс 0,75 процента суммы договора, превышающей 1 000 000 рублей);
свыше 10 000 000 рублей — 25 000 рублей плюс 0,1 процента суммы сделки, превышающей 10 000 000 рублей, а в случае отчуждения жилых помещений (квартир, комнат, жилых домов) и земельных участков, занятых жилыми домами, — не более 100 000 рублей (было 77 500 рублей плюс 0,5 процента суммы договора, превышающей 10 000 000 рублей).
2. Предусмотрено, что при удостоверении сделок, направленных на отчуждение или залог имущества, права на которое подлежат государственной регистрации, нотариус проверяет принадлежность данного имущества лицу, его отчуждающему или закладывающему, за исключением случаев, если в соответствии со сделкой на момент ее совершения данное имущество еще не принадлежит этому лицу. Ранее просто предусматривалось, что нотариус удостоверяет такие сделки при условии представления документов, подтверждающих право собственности на отчуждаемое или закладываемое имущество.
Также введено, что государственная регистрация прав на основании нотариально удостоверенных документов проводится не позднее чем в течение одного рабочего дня, следующего за днем приема документов, необходимых для государственной регистрации прав, и указанного заявления.
3. Введена возможность удостоверения нотариусом решения органа управления юридического лица. В этом случае нотариус присутствует при проведении собрания или заседания органа управления юридического лица и выдает свидетельство об удостоверении факта принятия решения органом управления юридического лица и о составе участников (членов) этого органа, присутствовавших при принятии данного решения.
Указанные изменения вступили в силу с 1 января 2015 года. Федеральным законом также предусмотрены иные многочисленные изменения правового регулирования нотариальной деятельности.
12. Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 511-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
Вступает в силу 1 июля 2015 года.
Предусмотрено создание единого реестра проверок, оператором которого является Генеральная прокуратура РФ. Правила формирования и ведения реестра устанавливает Правительство РФ. Определен перечень информации при проведении проверок при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, которая должна размещаться на специализированном сайте в сети «Интернет».
13. Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 253 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
Вступил в силу 1 января 2015 года.
1. Предусматривает повышение размера государственной пошлины:
1) по делам, рассматриваемым судами;
2) за государственную регистрацию актов гражданского состояния;
3) за совершение ряда действий уполномоченными органами государственной власти (по государственной регистрации программ для ЭВМ, базы данных; лекарственных препаратов, медицинских изделий);
4) за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий, в том числе:
- за внесение сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций – 6500 руб (было 4000);
- за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества – 2000 для физических лиц и 22000 для юридических лиц (было 1000 и 15000);
- за государственную регистрацию договора участия в долевом строительстве:
для физических лиц — 350 рублей (было 200);
для организаций — 6 000 рублей (было 4000);
соглашения об изменении или о расторжении договора участия в долевом строительстве, уступки прав требования по договору участия в долевом строительстве, включая внесение соответствующих изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, — 350 рублей (было 200);
- за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции – 5000 руб (вместо 3000);
- за выдачу разрешения на застройку площадей залеганий полезных ископаемых, а также на размещение в местах их залегания подземных сооружений в пределах горного отвода – 3500 руб (было 2000).
2. Установлен размер государственной пошлины за следующие действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами:
- предоставление лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами — 30 000 рублей;
- переоформление лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами — 5 000 рублей;
- предоставление (выдача) дубликата лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами — 5 000 рублей.
С 1 января 2015 года также вступили в силу:
- Федеральный закон от 24.11.2014 № 356-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
- Федеральный закон от 29 ноября 2014 года № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»
- Федеральный закон от 1 декабря 2014 года № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении»
См. Обзор изменений законодательства в сфере деятельности застройщиков и их объединений, за ноябрь 2014 года.
С 22 января 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 22 октября 2014 года № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
См. Обзор изменений законодательства в сфере деятельности застройщиков и их объединений, за октябрь 2014 года.
АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1521 «Об утверждении Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
Вступает в силу с 1 июля 2015 года.
1. Утверждает новый Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (вместо перечня, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 1047-р).
2. Полностью изменен перечень национальных стандартов.
- вместо ГОСТ 27751-88 «Надежность строительных конструкций и оснований» и ГОСТ Р 53778-2010 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» включены отдельные разделы ГОСТ Р 54257-2010 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования» и ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния»;
- исключены:
1. ГОСТ 25100-95 «Грунты. Классификация». Разделы 3 — 5; приложение А.
2. ГОСТ 30494-96 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях». Раздел 3.
3. ГОСТ Р 51164-98 «Трубопроводы стальные магистральные. Общие требования к защите от коррозии».
4. ГОСТ Р 22.1.12-2005 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования».
5. ГОСТ Р 52748-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения». Разделы 4, 5.
6. ГОСТ Р 21.1101-2009 «СПДС. Основные требования к проектной и рабочей документации».
3. Внесены следующие изменения в перечень сводов правил:
- исключены из числа обязательных к применению 12 СНиПов:
1) СНиП 2.03.04-84 «Бетонные и железобетонные конструкции, предназначенные для работы в условиях воздействия повышенных и высоких температур».
2) СНиП 3.01.03-84 «Геодезические работы в строительстве».
3) СНиП 2.01.28-85 «Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию».
4) СНиП 2.10.04-85 «Теплицы и парники.
5) СНиП 2.09.04-87* «Административные и бытовые здания».
6) СНиП 30-02-97* «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения».
7) СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве».
8) СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные».
9) СНиП 31-04-2001 «Складские здания».
10) СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве». Часть 2. Строительное производство.
11) СНиП 31-05-2003 «Общественные здания административного назначения».
12) СНиП 12-01-2004 «Организация строительства».
- остальные СНиПы, предусмотренные действующим перечнем, включены в новый перечень в актуализированных редакциях. Также изменены их разделы, подлежащие обязательному применению;
- включены новые своды правил (актуализированные СНиПы), разделы которых подлежат обязательному применению:
1) СП 70.13330.2012 «СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции»;
2) СП 88.13330.2014 «СНиП II-11-77* «Защитные сооружения гражданской обороны»;
3) СП 132.13330.2011 «Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования».
4. Исключается положение, что в отношении опасных производственных объектов наряду с соответствующими требованиями национальных стандартов и сводов правил, включенных в перечень, применяются требования нормативных правовых актов РФ и нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
5. Регулируется статус документов, на которые есть ссылка в обязательных стандартах и сводах правил. Такие нормативные документы (их части), применяются на обязательной основе в случае, если они содержатся в данном перечне.
6. Проектная документация, представленная на экспертизу до 1 июля 2015 года, проверяется на соответствие национальным стандартам и сводам правил, включенным в действующий до указанной даты перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 1047-р.
7. Минстрой с участием Минэкономразвития должны до 1 марта 2015 года утвердить методические рекомендации по применению нового перечня. МЧС России поручено до 30 марта 2015 г. привести нормативные документы по пожарной безопасности в соответствие с данным перечнем.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов»
Вступает в силу с 1 марта 2015 года.
Установлено, что без предоставления земельных участков и установления сервитутов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут размешаться следующие объекты:
1. Подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
2. Водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
3. Линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
4. Элементы благоустройства территории.
5. Линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
6. Нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
7. Тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
8. Геодезические, межевые, предупреждающие и иные знаки, включая информационные табло (стелы) и флагштоки.
9. Защитные сооружения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
10. Объекты, предназначенные для обеспечения пользования недрами, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
11. Линии и сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
12. Проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
13. Пожарные водоемы и места сосредоточения средств пожаротушения.
14. Пруды-испарители.
15. Отдельно стоящие ветроэнергетические установки и солнечные батареи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Порядок размещения таких объектов устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года № 1308 «Об утверждении Правил определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в федеральной собственности»
Вступает в силу с 1 марта 2015 года.
Установлено, что размер платы определяется как 15 % кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в федеральной собственности, рассчитанной пропорционально площади части такого земельного участка, подлежащей передаче в частную собственность. Если перераспределение осуществляется в связи с изъятием земельного участка, размер платы определяется на основании рыночной стоимости части земельного участка, находящегося в федеральной собственности и подлежащей передаче в частную собственность.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года № 1299 «Об утверждении Правил проведения публичных торгов по продаже объектов незавершенного строительства»
Вступает в силу с 1 марта 2015 года.
1. Устанавливает порядок проведения публичных торгов по продаже объектов незавершенного строительства, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных по результатам аукциона, в связи с прекращением действия договоров аренды таких земельных участков.
2. Такие торги проводятся в форме аукциона, открытого по составу участников. Аукцион проводится на основании решения суда об изъятии объекта незавершенного строительства у собственника.
3. Извещение об аукционе подготавливается и размещается не менее чем за 30 дней до проведения. Определены содержание и порядок опубликования такого извещения.
4. Определены случаи, когда заявитель не допускается к участию в аукционе.
5. Аукцион проводится путем повышения начальной (минимальной) цены предмета аукциона, указанной в извещении о проведении аукциона, на шаг аукциона, который устанавливается в пределах 1 % начальной цены предмета аукциона.
6. Лицо, выигравшее аукцион, и организатор аукциона подписывают договор купли-продажи объекта незавершенного строительства, являвшегося предметом аукциона, в течение 3 дней со дня подписания протокола о результатах аукциона.
7. Средства, полученные от продажи на аукционе объекта незавершенного строительства, вносятся на счет организатора аукциона и переводятся организатором аукциона бывшему собственнику объекта незавершенного строительства в течение 10 дней после государственной регистрации права собственности победителя аукциона на указанный объект за вычетом расходов на подготовку и проведение аукциона.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2014 года № 1461 «Об утверждении Правил определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности»
Вступает в силу с 1 марта 2015 года.
Установлено, что размер платы рассчитывается по следующим правилам:
1) как 0,01% кадастровой стоимости земельного участка за каждый год срока действия сервитута;
2) как разница рыночной стоимости прав на земельный участок до и после установления сервитута — если земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды;
3) пропорционально площади части земельного участка — если сервитут устанавливается в отношении части земельного участка.
6. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года № 1305 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
1. Вносятся изменения в части расчета размера арендной платы (лизингового платежа) при передаче ресурсоснабжающим организациям в аренду или лизинг объектов инженерно-технического обеспечения, выкупленных (предназначенных к выкупу) специализированными обществами проектного финансирования в соответствии с основными условиями и мерами реализации программы «Жилье для российской семьи».
Определено, что в данных случаях размер арендной платы (лизингового платежа), учитываемые при установлении цен (тарифов) на электрическую энергию, газ, в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, определяется равным величине, установленной в договоре аренды или лизинговом соглашении.
2. Программа «Жилье для российской семьи» дополнена разделом, определяющим основные условия определения цены выкупа объекта инженерно-технического обеспечения и арендной платы (лизингового платежа) при передаче объекта инженерно-технического обеспечения в аренду (лизинг) ресурсоснабжающей организации. Так, предусмотрено, что цена выкупа объектов инженерно-технического обеспечения специализированными обществами проектного финансирования не может превышать: балансовую стоимость такого объекта; стоимость строительства, модернизации и (или) реконструкции такого объекта; 4 тыс. рублей в расчете на 1кв.м общей площади жилья экономического класса. При определении размера арендного платежа учитываются исключительно расходы специализированных обществ и не учитываются другие источники финансирования работ по строительству, модернизации и реконструкции таких объектов. Размер арендного платежа должен обеспечивать покрытие экономически обоснованных расходов, связанных с приобретением и владением таким объектом, с организацией и сопровождением выкупа такого объекта, возвратом и обслуживанием займов и кредитов, полученных на цели выкупа.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1603 «Об утверждении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного назначения и масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в аренду без проведения торгов»
Вступает в силу с 1 марта 2015 года.
1. Установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в аренду без проведения торгов в целях размещения объектов социально-культурного назначения допускается в случае, если такие объекты соответствуют приоритетам и целям, определенным в прогнозах и программах социально-экономического развития РФ, государственных программах РФ (государственных программах субъектов РФ).
2. В целях реализации масштабных инвестиционных проектов допускается предоставление земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в аренду без проведения торгов в случае, если такие проекты предполагают строительство каких-либо из следующих объектов:
а) объекты, размещение которых позволит значительно (на 1 % и более) увеличить количество рабочих мест в муниципальном образовании, но не менее чем на 250 рабочих мест;
б) объекты, размещение которых позволит значительно (на 1 % и более) увеличить ежегодные поступления от налогов, взимаемых на территории муниципального образования, но не менее чем на 5 млн. рублей;
в) индивидуальные жилые дома, многоквартирные дома, передаваемые в собственность или социальный найм гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций.
Утверждены:
типовой договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования;
перечень документов, подтверждающих право заявителя, претендующего на участие в аукционе на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, выступать наймодателем;
перечень документов, подтверждающих право наймодателя и нанимателя на заключение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования при государственной регистрации возникающего на основании такого договора ограничения (обременения) права собственности на жилое помещение.
Обсудить на форуме