дополняет корреспондент отдела бизнеса (Ъ-Газета) Александр Панченко
Отраслевые совещания, которые проводит премьер Владимир Путин, обычно сопровождаются двумя категориями новостей. Одни с помпой объявляются, другие тихо заносятся в протокол и даже на первый взгляд кажутся малозначительными, но в итоге вызывают не меньшее, а то и большее волнение участников рынка. Главной новостью угольного совещания премьера на прошлой неделе стало то, что промышленники, ВЭБ и РЖД договорились о развитии железнодорожной инфраструктуры. Вроде бы громко, но транспортники на него реагировали довольно вяло. Зато с большим волнением обсуждали другой пункт протокола — поручение министерствам и ведомствам "обеспечить создание саморегулируемой организации (СРО) в сфере услуг железнодорожного транспорта".
Сейчас у железнодорожных компаний есть некоммерческое партнерство, объединяющее основных игроков рынка (в нем около 30 участников). Его создали несколько лет назад как раз с той идеей, что рано или поздно партнерства должны вырасти в СРО и начать оказывать существенное влияние на рынок. Но, судя по всему, никто не думал, что идея реализуется столь быстро и столь масштабно. В протоколе говорится, что железнодорожная СРО должна быть аналогична НП "Совет рынка" в электроэнергетике, который является основным регулятором оптового рынка электроэнергии. То есть предполагается, что новая СРО получит возможность всерьез выстраивать конфигурацию рынка железнодорожных перевозок, то есть стать реальной силой в отрасли, где частные игроки раздроблены и неформально царит государственная монополия в лице ОАО РЖД.
Частные операторы начали возбужденно обсуждать новую идею еще до совещания, а продолжат сегодня на заседании президиума своего партнерства. Участники рынка будут решать, готово ли оно стать площадкой для создания СРО. Думаю, их вывод очевиден. Но и трудности неизбежны. Топ-менеджер крупной компании, один из функционеров партнерства, почти впрямую говорит, что многих операторов придется загонять в СРО силой, внеся соответствующие поправки в законодательство. Кроме того, предметом борьбы станут ключевые посты в СРО — их распределение уже активно обсуждается.
Нынешнее партнерство возглавляет совладелец Globaltrans Сергей Мальцев, исполнительным директором является сотрудник СИБУРа Дмитрий Королев. Участники рынка считают, что последний не будет переизбран, поскольку "аппарат партнерства работает слабо" и это "тормозит его развитие". Позиции Сергея Мальцева в сообществе сильны. Но в случае увольнения министра транспорта Игоря Левитина (бывший сотрудник "Н-Транса", основного владельца Globaltrans) назначение руководителем СРО господина Мальцева будет "не столь очевидным". Этому может воспротивиться и ОАО РЖД: слишком часто взгляды топ-менеджера развития рынка расходились с мнением монополии. Дополнительно дестабилизирует ситуацию то, что в СРО должны войти не только железнодорожные компании, но и крупные грузоотправители. То есть формально многообещающая идея консолидации участников рынка может, по крайней мере на первом этапе, только усилить противоречия между ними.
Обсудить на форуме