Саморегуляторы подводят итоги года | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации: 29/12/2022

Саморегуляторы подводят итоги года

Минувший год для строительной отрасли был трудным, но ярким, а для строительного саморегулирования – почти выдающимся. Институту отраслевого саморегулирования удалось на все 100% доказать свою нужность, полезность и значимость в рамках реализации президентского поручения по оценке эффективности системы. С каким багажом саморегуляторы подошли к рубежу 2022-го и 2023-го, подытожила «Правда о СРО».

Резонансное выступление президента координационного совета СРО «АИИС» и последующее пристальное внимание к институту саморегулирования в стройотрасли со стороны государственных органов власти дало богатые стратегические плоды.

Напомним, президент России Владимир Путин поручил проанализировать правоприменительную практику и оценить необходимость изменений законодательства, регулирующего деятельность саморегулируемых организаций. Серия последующих публичных совещаний, прошедших на площадках РСПП, ТПП, Деловой России и Опоры России с участием органов власти, общественных и экспертных организаций, завершилась в Общественной палате Российской Федерации. Резолюция ОП РФ, в которую вошли пять предложений по развитию действующей системы строительного саморегулирования, была направлена в органы законодательной и исполнительной власти.

В области развития рейтингования членов СРО, в том числе для участия в конкурентных процедурах, определенный прорыв совершило Национальное объединение изыскателей и проектировщиков, разработавшее и запустившее при непосредственном участии Технического комитета по стандартизации ТК 066 в опытную эксплуатацию АИС «Рейтингование». Осенью уходящего года систему презентовали министру строительства и ЖКХ РФ Иреку Файзуллину, который высоко оценил разработку и поручил согласовать критерии скоринга с заинтересованными ведомствами.

Публичная работа над реализацией остальных предложений резолюции в 2022 году начаться не успела. Напомним, речь идет о возвращении к «отраслевому» принципу членства в СРО, целесообразности размещения средств компенсационных фондов по фиксированной процентной ставке, исключении требования о запрете вступления в СРО в течение года после добровольного прекращения членства, а также ежеквартальной публикации в СМИ публичных отчетов о деятельности СРО.

Вторым важным документом, закрепившим результаты проверки правоприменительной практики, стала Стратегия развития строительной отрасли до 2030 года с прогнозным периодом до 2035 года, утверждение которой в октябре 2022 года стало настоящим фурором. По прочтении итоговой версии стратегии становится понятно, на что профессиональное сообщество потратило десятки миллионов и почему согласование стратегического документа заняло более трёх лет.

Основной задачей института саморегулирования на ближайшую перспективу станет создание системы эффективного отбора профессиональных участников строительного рынка для целей государственного заказа. Для её достижения сделана ставка на независимую оценку квалификации ГИПов и ГАПов, полномасштабное внедрение которой началось в уходящем 2022 году и, несомненно, продолжится в ближайшие годы. В те же сроки запланировано формирование эффективного механизма персональной ответственности ГИПов и ГАПов. Усиление роли профессионалов также сопряжено с возможностью введения механизма отбора подрядчиков на основе оценки их деловой репутации и фактической компетенции, которая будет осуществляться с применением национальных стандартов в этой области.

Здесь уместно вспомнить, как на примере Каталога импортозамещения строительных материалов, ресурсов и оборудования на базе национального объединения СРО может возникнуть полноценная система самосертификации подрядчиков под их же ответственность. При этом никаких затрат из средств бюджета не потребуется. Наоборот, в кабинеты чиновников от участников рынка потекут интересные вопросы. Каталог и перспективы знака качества НОСТРОЙ комментировать пока рано, но сам факт того, что одного постановления правительства и двух приказов Минстроя России достаточно для того, чтобы делегировать расчет факторов риска саморегулированию – это, безусловно, сигнал и победа.

Предприняты шаги по формированию единого информационного ресурса, содержащего сведения о членах всех СРО и их обязательствах по договорам подряда, синхронизированного со сведениями национальных реестров специалистов. С 1 сентября 2022 года СРО строительной сферы начали вести реестры своих членов в составе Единого реестра. Наступающий год ставит перед профессиональным сообществом серьезный вызов — интегрировать Единый реестр с Национальным реестром специалистов.

Часть принятых в уходящем году поправок коснулась компенсационных фондов СРО, которые уже много лет не дают покоя отдельным участникам рынка. Федеральный закон № 447-ФЗ дал СРО, утратившим часть средств компенсационного фонда в кредитных учреждениях с отозванными лицензиями, возможность учитывать эти средства в общем составе компенсационных фондов. В свою очередь, национальные объединения СРО получили право на возврат взносов бывшим членам СРО, исключенных из государственного реестра в период с 1 июля 2017 года. Кроме того, до конца 2023 года они смогут использовать средства исключенных СРО, размещенные на их специальных счетах и не востребованные в течение двух лет, — предположительно, на развитие цифровых технологий.

Тема займов из компенсационных фондов обеспечения договорных обязательств в текущем году отошла на второй план: национальные объединения СРО не особенно «светили» статистику по выданным и вернувшимся (или же не вернувшимся) денежным средствам. Однако, в качестве антикризисной меры займы членам СРО, по-видимому, оказались востребованы. Во всяком случае, возможность их предоставления продлена ещё на один год.

Самым существенным кадровым событием в саморегулируемом сообществе стала «отставка» Михаила Посохина на позицию почетного президента НОПРИЗ и избрание действующим президентом НОПРИЗ Анвара Шамузафарова. Некритичные, но любопытные перемены происходили и в составе коллегиальных органов управления НОПРИЗ и НОСТРОЙ.

Отдельные саморегулируемые организации также освежили свои управляющие органы — и далеко не во всех этот процесс прошел гладко и без борьбы. На протяжении 2022 года нешуточные страсти кипели в Ассоциации «Регион-Проект», Союзе «Строители Ямало-Ненецкого автономного округа», Ассоциации «СТРОЙГАРАНТ», Союзе «Строители Приволжья», Ассоциации «Объединение Строительных Организаций Профессиональные Строители» и Союзе «Первая Гильдия Строителей». Последнему действия недобросовестного менеджмента чуть было не стоили статуса СРО.

В уходящем году контрольно-надзорные органы провели в отношении саморегулируемых организаций строительного комплекса не менее 52-х проверок и выявили многообразие нарушений обязательных требований законодательства со стороны СРО. Эта цифра могла бы быть существенно выше, а общая картина — значительно печальнее, но в марте уходящего года российское правительство ввело мораторий на проведение плановых проверок, а также внеплановых — без согласования с органами прокуратуры. Помимо инспекторов Ростехнадзора деятельность СРО привлекала внимание региональных органов госстройнадзора, государственной инспекции труда, Росприроднадзора, Роскомнадзора и Минюста России. Перечисленные выше органы осуществляли мониторинг документов и сведений, размещенных на их официальных сайтах, проводили профилактические визиты и выдавали предостережения по их итогам. Однако, в отсутствие плановых проверок и периодической удаленной работе нормативная дисциплина СРО существенно ослабла. В 2023 году мораторий будет продлен, но органам надзора открыли «форточку» — они смогут проводить полноценные проверки на основании расчета индексов риска опасных нарушений.

В судебной практике в уходящем году превалировала тема субсидиарной ответственности саморегулируемых организаций по обязательствам своих членов. Количество судебных разбирательств вынудили национальные объединения СРО заняться изучением этой темы и выработать единый алгоритм действий при тяжбах с региональными операторами Фонда капитального ремонта, а также подготовить правовую позицию в отношении исковых требований кредитных учреждений и страховых организаций.

Помимо этого за 2022 год сформировалась судебная практика по вопросу уступки третьему лицу права требования возврата взносов в компенсационные фонды. Большинство судебных решений сошлись на позиции, что личность кредитора в вопросе возврата взносов не имеет определяющего значения, и бывший член саморегулируемой организации может переуступить свое право.

В следующем году предполагается расширить перечень случаев, по которым саморегулириуемые организации будут нести субсидиарную ответственность. Соответствующий законопроект был внесен на рассмотрение Государственной Думы под занавес уходящего года.

Если описывать институт саморегулирования в цифрах, то картина 2022 года будет выглядеть следующим образом:

  • на конец 2022 года в государственном реестре саморегулируемых организаций состоят 225 действующих строительных, 171 проектная и 47 изыскательских СРО;
  • за прошедший год из государственного реестра исключены одна проектная и одна строительная СРО. При этом строительная СРО в судебном порядке добилась восстановления в реестре. Еще две строительные СРО получили one way ticket под занавес уходящего года;
  • за тот же срок в государственный реестр включены две строительные и одна проектная СРО;
  • по итогам 11 месяцев 2022 года общее количество членов саморегулируемых организаций строительного комплекса превысило 166 тысяч, увеличившись на 2,4% по сравнению с прошлым годом;
  • в компенсационных фондах саморегулируемых организаций в области строительства аккумулировано более 127 миллиардов рублей (без учета выданных займов).

Источник: «Правда о СРО»

Темы: , , ,


Обсудить на форуме