Система стандартизации НОСТРОй | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации:

Система стандартизации НОСТРОй

На II Всероссийском съезде саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, прошедшем в апреле 2010 года в Санкт-Петербурге были одобрены приоритетные направления деятельности и задачи национального объединения строителей на 2010-2011 годы. При этом одним из важнейших приоритетов обозначено создание Системы стандартизации Национального объединения строителей.

За время, прошедшее после съезда, можно констатировать, что Система стандартизации НОСТРОЙ не только создана, но и реально функционирует. Напомним, что Система создавалась в рамках реализации положений федерального закона «О техническом регулировании» (статьи 4 и 17), Градостроительного кодекса (статья 55.20), Устава НОСТРОЙ (пункты 2.1.1, 2.1.3, 2.1.4, 2.2.4, 2.2.5, 2.3.3 и 2.3.8), основополагающего национального стандарта ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения».

Система стандартизации должна обеспечить входящим в Объединение СРО устанавливать на основе стандартов НОСТРОЙ единые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), строительным конструкциям, материалам и изделиям, требований к процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), а также требований по выполнению работ или оказанию услуг в области строительства. В Системе предусмотрена разработка специальных стандартов в области оценки соответствия объектов, работ (услуг), систем менеджмента, наилучших доступных технологий и других.

Таким образом, должно быть реализовано положение п. 2.3.8 Устава Национального объединения строителей по поддержке и стимулированию инновационной активности членов Объединения, содействию внедрению новейших достижений науки и техники, отечественного и мирового опыта в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

В соответствии с решением Совета Объединения (протокол от 15.06.10 №8) проведено публичное обсуждение на Совете, в профильных Комитетах и региональных организациях Объединения документов Системы стандартизации НОСТРОЙ. Предложения также были размещены на сайте НОСТРОЙ для ознакомления с материалами всех СРО объединения.

Ряд членов Совета и руководителей профильных Комитетов, руководство крупных СРО (Московский союз строителей, Союз предприятий строительной индустрии Свердловской области, Союз строителей республики Башкортостан, Объединение СРО Центрально-Черноземного региона и др.) принципиально поддержали создание Системы стандартизации НОСТРОЙ и настаивали на ее скорейшем введении.

Учитывая взаимосвязь результатов изыскательских, проектных и других работ в области строительства, в результате проведенных с национальными объединениями изыскателей и проектировщиков обсуждений предусмотрена возможность принятия совместных стандартов национальных объединений.

В результате проведенного НОСТРОЙ анкетирования СРО 80% опрошенных СРО положительно оценивают создание Системы стандартизации НОСТРОЙ. При этом в процессе обсуждения было отмечено, что целый ряд СРО настаивают на централизованной разработке стандартов НОСТРОЙ, так как необходимых специалистов и ресурсов в самих организациях не имеется.

29 сентября 2010 года на заседании Совета НОСТРОЙ были приняты и рекомендованы СРО-членам НОСТРОЙ для применения основополагающие стандарты Системы стандартизации НОСТРОЙ:

- стандарт НОСТРОЙ 1.0 «Основные положения»,

- стандарт НОСТРОЙ 1.1 «Порядок разработки, утверждения, оформления, учета, изменения и отмены» рекомендаций,

- рекомендации НОСТРОЙ 1.1 «Порядок разработки, оформления, изменения и учета стандарта саморегулируемой организации».

Технический комитет по стандартизации ТК 465 «Строительство» рассмотрел проекты стандартов и рекомендаций НОСТРОЙ и дал положительное заключение по данным документам.

Кроме того, по предложениям Комитетов НОСТРОЙ, по результатам опроса членов НОСТРОЙ, а также по предложениям инициативных профессиональных сообществ и СРО была разработана и принята на этом же заседании Совета Объединения Программа стандартизации НОСТРОЙ, в которую входят стандарты, необходимые саморегулируемым организациям для реализации Приказа Минрегиона России от 30.12.2009 № 624, для организации контроля за деятельностью членов СРО, а также другие работы по стандартизации, проводимые в интересах членов НОСТРОЙ.

11 ноября 2010 года на заседании Совета Объединения был принят «Порядок формирования и реализации Программы стандартизации НОСТРОЙ».

Согласно принятому Порядку:

- при формировании Программы стандартизации предпочтение отдается организациям, имеющим заделы по рассматриваемому направлению работ (разработанные стандарты СРО, действующие методики, руководства и др. документы), в т.ч. софинансирующим проведение работ по стандартизации;

- все решения по выбору головного исполнителя, согласованию технического задания и расчетной стоимости разработки стандарта, состава рабочей группы принимаются с участием профильных Комитетов НОСТРОЙ.

В число приоритетных работ по стандартизации в НОСТРОЙ прежде всего входит разработка и экспертиза СНиПов, входящих в доказательную базу принятого и вступившего в силу 1 июля 2010 года Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В целях реализации закона подготовлены перечни документов в области стандартизации (сводов правил – СНиПов) и национальных стандартов (ГОСТ, ГОСТ Р), применяемых для соблюдения требований регламента на обязательной (Распоряжение Правительства РФ от 21 июня 2010г. № 1047-р) и добровольной основе (Приказы Росстандарта от 01.06.2010 № 2079 и от 18.05.2011 №2244). Внимание как федеральных органов исполнительной власти, так и организаций строительного комплекса сосредоточено на этих документах, которые призваны обеспечить применение требований технического регламента.

НОСТРОЙ по предложениям профильных Комитетов и отдельных СРО запланировал разработку и экспертизу ряда СНиПов, необходимых для подтверждения требований технического регламента. При этом НОСТРОЙ не просто финансирует проведение экспертизы ряда СНиПов, но и активно участвует в этих работах – более 75 экспертов от 54-ех организаций – членов НОСТРОЙ включены в состав технического комитета по стандартизации ТК 465 «Строительство», который в соответствии с приказом Минрегиона России от 28 августа 2010 года № 385 осуществляет экспертизу сводов правил (СНиПов).

Также по предложениям Комитетов по системам инженерно-технического обеспечения и по освоению подземного пространства разрабатываются актуализированные версии СНиПов, не входящих в перечень документов обязательного применения, но нуждающиеся в срочной актуализации и необходимые для проведения строительных работ:

СНиП 3.05.01-85 «Внутренние санитарно-технические системы»,

СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции»,

СНиП II-23-81 «Стальные конструкции. Нормы проектирования».

В 2010 году в соответствии с Планом работ по разработке и утверждению сводов правил и актуализации ранее утвержденных строительных норм и правил, утвержденным приказом Минрегиона России от 4 октября 2010 года № 439 были актуализированы и приняты в качестве сводов правил 23 СНиПа, в 2011 предстоит принять еще 32 актуализированнных СНиПа. При этом все работы по актуализации документов обязательного применения должны быть завершены до 1 июля 2012 года. Для того, чтобы интересы строительного сообщества были учтены в этих документах необходимо не просто участвовать в их разработке и публичном обсуждении, но и принимать участие в экспертизе актуализированных СНиПов, что и запланировано в Программе стандартизации НОСТРОЙ.

Принятая в сентябре 2010 года и актуализированная в апреле 2011 года Программа стандартизации НОСТРОЙ предусматривает разработку более 90 стандартов и рекомендаций НОСТРОЙ. Основной приоритет при этом – обеспечение нормативной базы проведения и контроля строительных работ, по которым выдаются допуска на право проведения работ.

При формировании в апреле 2011 года дополнений в Программу было получено более 360 предложений от СРО, профильных Комитетов НОСТРОЙ, научно-исследовательских и строительных организаций. Программа имеет пять разделов: стандарты и рекомендации НОСТРОЙ, своды правил (СНиП), межгосударственные строительные нормы, Еврокоды, научно-исследовательские работы (НИР).

В 2011году в Программу включены работы по актуализации 16 СНиПов и подготовке экспертных заключений и комплектов документов для утверждения Минрегионом России 35 актуализированных СНиПов. Этот раздел программы включен по предложению Минрегиона России в рамках действующего Соглашения между ним и Национальными объединениями саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Также в дополнение к Программе включена разработка и подготовка экспертных заключений для утверждения Минрегионом России 11 межгосударственных строительных норм, обеспечивающих законодательную базу будущего Технического регламента ЕврАзЭС и Таможенного Союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий», который должен быть принят в 2011 году.

Разработка стандартов и рекомендаций НОСТРОЙ

Общее количество разрабатываемых в 2010-2011 годах стандартов и рекомендаций НОСТРОЙ составляет 91 документ. По состоянию на 18 октября 2011 года прошли все необходимые процедуры обсуждения, согласования, экспертизы и утверждены 6 стандартов и 3 рекомендации НОСТРОЙ.

Для каждого вида работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (перечень утвержден приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 года №624) необходимы определенные стандарты и своды правил, по которым такие работы будут выполняться, и соблюдение которых в соответствии с требованиями статьи 55.13 Градостроительного Кодекса будет проверяться СРО. Некоторые виды работ обеспечены стандартами и сводами правил, включенными в официальные перечни документов, обеспечивающих соблюдение требований технического регламента «О безопасности зданий и сооружений», однако, многие виды работ остались без необходимой нормативной базы. Например, такие виды работ как устройство наружных электрических сетей (пункт 20 перечня), монтажные работы (пункт 23 перечня), пусконаладочные работы (пункт 24 перечня) и другие. Такие работы регулируются только руководствами, технологическими картами, ведомственными нормативами, методическими документами, не имеющими соответствующего правового статуса. Даже те работы, которые обеспечены нормативами в виде во многом устаревших СНиП и ГОСТов (например, устройство автомобильных дорог и аэродромов (пункт 25 перечня), устройство железнодорожных и трамвайных путей (пункт 26 перечня)) регулировались на основе нескольких сотен дополнительных ведомственных нормативных документов, которые более не действуют.

Кроме того, документы в области стандартизации должны устанавливать единые требования для всех участников строительства на всех стадиях жизненного цикла (от проектирования до утилизации (сноса), в том числе при подтверждении соответствия зданий и сооружений обязательным требованиям и производстве работ в области строительства.

В соответствии с частью 2 статьи 55.5 Градостроительного кодекса СРО разрабатывает и утверждает стандарты организации, которые должны применяться с одной стороны в целях обеспечения качества и безопасности проводимых работ (оказываемых услуг) в области строительства, а с другой – в целях контроля за деятельностью членов СРО (статья 55.13 Градостроительного кодекса). Нормативная база Системы приведена на рисунке.

В настоящее время многие СРО имеют или разрабатывают свои собственные стандарты, что на практике может привести к разобщенности и дезориентации предприятий строительного комплекса. При производстве работ строительная организация, привлекающая на основе субподряда организации, входящие в разные СРО, для выполнения одних и тех же работ может столкнуться с тем, что в каждом из этих СРО будут существовать различные стандарты на производство аналогичных видов работ. Соблюдение требований стандарта будет контролироваться в каждом СРО, при этом одновременное соблюдение на объектах, где работы осуществляют несколько СРО, будет невыполнимо на практике. По аналогичным причинам возникнут проблемы согласования проектной и рабочей документации с заказчиком, проведения экспертизы проектной документации, осуществления строительного надзора, обеспечения капитального ремонта и эксплуатации зданий.

Одной из насущных проблем на строительных объектах является проведение проверок в рамках строительного надзора с использованием ведомственных нормативных документов, которые не прошли соответствующую регистрацию в Минюсте России в качестве нормативных правовых актов. Стандарты СРО, принятые и применяемые в соответствии с Градостроительным Кодексом, являются законным способом установления требований к правилам проведения работ и методам контроля за их проведением и их результатами. Таким образом, органы строительного надзора также должны будут руководствоваться данными документами. При этом в соответствии с изменениями в ФЗ «О техническом регулировании», принятыми законом от 21 июля 2011 года № 255-ФЗ, допускается применение стандарта организации для соблюдения требований соответствующих технических регламентов (часть 4 статьи 16.1 закона). В результате принятых изменений еще больше повышается статус стандартов организации при проведении проверок соблюдения требований технических регламентов как со стороны СРО (статья 55.13 Градостроительного Кодекса), так и со стороны органов государственной и негосударственной экспертизы и строительного надзора.

Еще одной проблемой будет являться ограничение и усложнение инвестирования в строящиеся объекты в различных регионах России. Например, в случае, когда компания, осуществляющая функции инвестора и заказчика находится в Москве, а строящийся объект располагается в другом субъекте РФ, подрядные организации могут осуществлять строительство по стандартам своего СРО, находящегося у них в субъекте, а экспертиза, проводимая в субъекте РФ, не будет принимать в расчет стандарты, разработанные московским СРО. Такие разночтения усложнят и без того непростой процесс согласования строительства и сдачи объектов в эксплуатацию. Кроме того, при последующей эксплуатации такого объекта возникнут трудности, связанные с доступностью стандартов, использованных при строительстве. Не каждое СРО сможет сделать свои стандарты публично доступными в силу ограниченности собственных ресурсов.

Поэтому централизованная разработка стандартов и рекомендаций НОСТРОЙ по наиболее приоритетным направлениям работ – это одно из основных направлений реализации Программы стандартизации НОСТРОЙ.

Разрабатываемые в настоящее время документы по Программе стандартизации 2011-2012 годов охватывают более 100 видов работ из входящих в перечень, установленный Приказом № 624 по следующим, наиболее широко применяемым направлениям, влияющим на безопасность работ и объектов капитального строительства:

· работы по организации строительного производства, подготовительные работы;

· свайные работы и закрепление грунтов;

· устройство и монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций;

· монтаж металлических конструкций;

· монтаж деревянных и каменных конструкций;

· устройство кровель;

· фасадные работы;

· устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений;

· устройство автомобильных дорог.

Разрабатываемые документы объединяются в комплексы стандартов по организации строительного производства, ограждающим конструкциям, инженерным системам и т.д. Например, комплекс стандартов по организации строительного производства предусматривает правила производства работ, начиная с подготовки к строительству до эксплуатации и сноса (демонтажа) объекта. Комплекс стандартов учитывает требования к производству и методам контроля качества на всех этапах строительного процесса. Так же комплекс стандартов по фасадным системам ограждающих конструкций предусматривает требования к производству работ, монтажу, обследованию в натурных условиях, эксплуатации и к контролю качества.

Учитывая, что в соответствии с Уставом НОСТРОЙ должна быть обеспечена поддержка и стимулирование инновационной активности, содействие внедрению новейших достижений науки и техники, отечественного и мирового опыта в сфере строительства, в проект дополнений к Программе стандартизации Национального объединения включены разработки стандартов и рекомендаций обеспечивающих применение:

- инновационных технологий в сборно-монолитных железобетонных конструкциях;

- инновационных материалов (неметаллических композитных) в строительных бетонных и геотехнических конструкциях.

Разработка и принятие стандартов и рекомендаций НОСТРОЙ позволит обеспечить СРО документами по стандартизации правил проведения работ и методов их контроля по наиболее приоритетным направлениям.

По каждому из этих направлений разработки стандартов НОСТРОЙ определяется состав рабочей группы из числа ведущих экспертов по данному направлению, готовятся технические задания на разработку, заключаются договора на разработку и экспертизу стандартов. Все принятые решения согласовываются с профильными Комитетами НОСТРОЙ.

Причем к разработке стандартов активно подключились саморегулируемые организации, строительные организации – члены СРО и объединения строителей: «Союз стройиндустрии Свердловской области», НП СРО «Главкузбасстрой», НП «МонтажТеплоСпецстрой», ОАО «Мосинжпроект», НП «АВОК», Ассоциация «АНФАС», ООО Научно-информационный учебно-производственный центр «Межрегиональный институт окна», ЗАО «ИСЗС-Консалт» и другие. К разработке стандартов привлечены ведущие НИИ в области строительства: НИЦ «Строительство», ЦНИИСК, ЦНИИПСК, НИИЖБ и др.

В целях всесторонней оценки разрабатываемых стандартов Национальное объединение согласовывает разрабатываемые стандарты со всеми заинтересованными структурами (профильные комитеты и региональные координаторы) внутри Объединения, при необходимости – с другими национальными объединениями и органами власти, проводит экспертизу таких стандартов в техническом комитете по стандартизации ТК 465 «Строительство», заключив с ТК соответствующее соглашение, или в других профильных ТК, а также публикует проекты стандартов на своем официальном сайте. После прохождения всех процедур публичного обсуждения, согласования и экспертиз (см. рис.2) стандарты НОСТРОЙ рассматриваются и утверждаются на заседании Совета Объединения. Причем принятые тексты стандартов и рекомендаций НОСТРОЙ размещаются на сайте НОСТРОЙ, а также официально издаются и рассылаются в каждое СРО — член НОСТРОЙ, в профильные Комитеты и региональным координаторам НОСТРОЙ.

Далее каждое СРО может утвердить такие стандарты на общем собрании своих членов в соответствии со статьями 55.5 и 55.10 Градостроительного Кодекса. При этом, стандарты НОСТРОЙ, принятые СРО в качестве собственных документов, будут применяться ими при проведении контроля исполнения требований по производству работ в соответствии с выданными ими допусками.

В настоящее время разработаны, прошли публичное обсуждение, экспертизу, одобрены профильными комитетами НОСТРОЙ и утверждены на заседаниях Совета НОСТРОЙ шесть стандартов и три рекомендации НОСТРОЙ:

Ø СТО НОСТРОЙ «Инженерные сети зданий и сооружений внутренние. Монтаж и пусконаладка испарительных компрессорно-конденсаторных блоков бытовых систем кондиционирования в зданиях и сооружениях. Общие технические требования».

Ø СТО НОСТРОЙ «Инженерные сети зданий и сооружений внутренние. Вентиляция и кондиционирование. Испытания и наладка систем вентиляции и кондиционирования воздуха».

Ø СТО НОСТРОЙ «Инженерные сети зданий и сооружений внутренние. Устройство систем отопления, горячего и холодного водоснабжения. Критерии качества.

Ø Р НОСТРОЙ 2.15.1-2011 «Инженерные сети зданий и сооружений внутренние. Рекомендации по устройству внутренних трубопроводных систем водоснабжения, канализации и противопожарной безопасности, в том числе с применением пластмассовых труб»;

Ø Р НОСТРОЙ 2.35.2-2011 «Система менеджмента качества. Руководство по применению стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008 в строительных организациях»;

Ø СТО НОСТРОЙ 2.35.4-2011 «Зеленое строительство». Здания жилые и общественные. Рейтинговая система оценки устойчивости среды обитания»;

Ø СТО НОСТРОЙ 2.31.5-2011 «Промышленные печи и тепловые агрегаты. Строительство, реконструкция, ремонт. Контроль выполнения и приемка работ»;

Ø СТО НОСТРОЙ 2.14.6-2011 «Правила подготовки к сдаче-приемке и вводу в эксплуатацию законченных строительством жилых зданий»;

Ø СТО НОСТРОЙ 2.33.7-2011 «Фасадные системы. Системы фасадные теплоизоляционные композиционные с наружными штукатурными слоями. Правила, контроль выполнения и требования к результатам работ».

Одной из задач работы системы стандартизации Национального объединения строителей будет являться практическая отработка применения утвержденных стандартов НОСТРОЙ в целях дальнейшего принятия на их основе национальных стандартов и сводов правил, входящих в перечень документов обязательного и добровольного применения для соблюдения требований технического регламента «О безопасности зданий и сооружений». При этом сами стандарты НОСТРОЙ сохраняются и поддерживаются в актуализированном состоянии, так как они имеют свой специальный статус и функции в рамках Градостроительного Кодекса.

В системе стандартизации НОСТРОЙ также разрабатываются рекомендации НОСТРОЙ, которые проходят апробацию посредством их применения в СРО и членах СРО и, в случае положительной оценки, впоследствии приниматься в качестве стандартов НОСТРОЙ. Также рекомендации могут применяться В дальнейшем в Систему стандартизации будут включены альбомы проектных и технических решений, предварительные стандарты и другие документы, необходимые для продвижения инновационных проектов, распространения прогрессивных технологий и упорядочения деятельности членов НОСТРОЙ.

Гармонизация с европейской системой технического регулирования

В соответствии с поручением Правительства РФ от 16 июня 2010 года №ИШ-П9-4012 Федеральным органам исполнительной власти и Национальным объединениям саморегулируемых организаций было поручено подготовить проект нормативного акта, предусматривающего возможность применения европейских норм в области строительства (Еврокодов) в качестве альтернативы документам, применяемым на обязательной основе для соблюдения требований «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений».

По поручению Минрегиона России НОСТРОЙ совместно с национальными объединениями изыскателей и проектировщиков подготовил проект комплексной Программы гармонизации российских и европейских нормативных документов в строительстве. Эта программа была одобрена 2 декабря 2010 года на совместном заседании Президиума коллегии Минрегиона России и Общественного Совета при Минрегионе России.

В апреле 2011 года утверждена руководителями профильных министерств (ведомств) стран-участниц Таможенного союза аналогичная Программа мероприятий по гармонизации нормативных документов Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации.

Программа разработана на основе европрейского руководства L «Внедрение и использование Еврокодов» и предусматривает принятие европейских норм в качестве национальных стандартов и сводов правил с национальными приложениями, проведение адаптации (испытаний, сопоставительных исследований) принятых решений, аттестацию программного обеспечения, сопоставительный анализ результатов применения стандартов и затрат на строительство, организацию обучения экспертов, персонала и студентов ВУЗов и т.д. Программа в настоящее время активно реализуется при координации и финансовой поддержке национальных объединений. Только НОСТРОЙ в 2010-2011г.г. организовал работы по переводу, техническому редактированию, сопоставительному анализу с российскими нормами и разработке национальных приложений по 40-ка частям Еврокодов (из 58-ми существующих).

В результате выполнения этой Программы можно будет на усмотрение инвесторов выбирать между двумя одновременно действующими системами документов: актуализированными с учетом международных стандартов нормативными документами (СНиПами и ГОСТами) или адаптированными к российским условиям и принятыми в виде российских стандартов или сводов правил Еврокодами с поддерживающими их стандартами. Такая альтернатива будет способствовать продвижению на российский рынок новых проектов, разработанных с учетом российских условий и требований безопасности.

В соответствии с одобренной Программой Национальным объединением строителей в 2010 году проведены по согласованию с Минрегионом России следующие работы по 10 частям Еврокода ЕН 1991 «Воздействие на строительные конструкции»: переводы, техническое редактирование, сопоставительный анализ с российскими нормами. Результаты этих работ являются основой разработки национальных приложений.

В соответствии с Дополнением к Программе в 2011 году НОСТРОЙ проводятся аналогичные работы по 31-ой частью Еврокодов (стальные и алюминиевые конструкции; сейсмостойкое строительство) с учетом имеющихся заделов в ЗАО ЦНИИПСК им. Мельникова (Центральный научно-исследовательский и проектный институт строительных металлоконструкций им. Н.П. Мельникова), Санкт-Петербургском Государственном Политехническом Университете, ОАО «Трансмост» (г. Санкт-Петербург и других организациях).

При проведении работ по гармонизации с Еврокодами необходимо учитывать, что в европейском профессиональном строительном сообществе существует ряд претензий к самим документам. Одним из основных требований к будущему 3-ему поколению Еврокодов, является упрощение самих документов с точки зрения их понимания более широким кругом пользователей, а именно:

- повышение однозначности понимания требований, установленных в Еврокодах;

- максимально возможное исключение альтернативных требований;

- исключение тех требований, которые не находят широкого практического применения.

Со стороны европейского комитета по стандартизации СЕН был выдан необходимый Мандат М/466 для подготовки нового поколения Еврокодов к разработке. На 2010 – 2013 годы запланирован и уже ведется сбор предложений по изменению существующих и разработке новых частей Еврокодов. В 2013 – 2015 г.г. должны быть разработаны первые редакции документов. Кроме того,запланированы работы над новыми частями Еврокодов по оценке зданий, находящихся в эксплуатации, проектированию конструкций со стеклом, применению полимерных материалов и мембранных структур, а также направленные на повышение существующих требований к прочности зданий и сооружений.

Российская делегация из специалистов НОСТРОЙ впервые приняла участие в заседании ТК СЕН 250 «Еврокоды» в мае 2011 года. В настоящее время представлены предложения российской стороны по организации рабочих групп с участием европейских экспертов, подписано соглашение о взаимодействии с европейскими экспертами в области обучения и тренинга специалистов и экспертов.

Таким образом, в России создается профессиональная система стандартизации в области строительства — Система стандартизации НОСТРОЙ, которая позволит:

- обеспечить доказательную базу Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также доказательную базу Технического регламента «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» ЕврАзЭС и Таможенного Союза;

- обеспечить нормативную базу проведения и контроля строительных работ, по которым выдаются допуска на право проведения работ;

- профессиональным организациям в области строительства устанавливать собственные стандарты с учетом современных технологий и материалов и контролировать их соблюдение;

- обеспечить нормативную базу, необходимую для объективной оценки соответствия в Системе добровольной оценки соответствия НОСТРОЙ;

- обеспечить обоснованную гармонизацию с международными и европейскими стандартами и внедрение современных технологий в строительство;

- повысить качество и конкурентоспособность предприятий строительного комплекса, а также результатов строительной деятельности, обеспечить экономию ресурсов.

Система добровольной оценки соответствия НОСТРОЙ

В целях развития системы саморегулирования и реализации задач и прав саморегулируемых организаций в строительстве, определенных ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ и ст.6 Закона РФ «О саморегулируемых организациях» и в связи с Решениями II-го съезда Национальным объединением строителей также была создана Система добровольной оценки соответствия Национального объединения строителей «НОСТРОЙ» (СДОС НОСТРОЙ).

В настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано более 90 систем добровольной сертификации, осуществляющих свою деятельность в области строительства по различным правилам и процедурам, что подрывает доверие к результатам сертификации со стороны организаций строительного комплекса и создает условия для нездоровой конкуренции и демпинга.

В феврале 2011 Система была зарегистрирована в Росстандарте, как универсальная система добровольной сертификации в сфере строительства.

Она охватывает области сертификации от строительной продукции, работ и услуг до «зеленого строительства» и наилучших доступных технологий, используемых в строительной индустрии.

Система нацелена на развитие системы саморегулирования в строительстве и ставит своей задачей обеспечить интересы участников инвестиционно — строительного рынка России в сертификационных продуктах высокого уровня.

Систему отличают особые Правила допуска участников и их функционирования, а также особая нормативная база сравнения, лежащая в основе процедур подтверждения соответствия.

Были подготовлены в соответствии с решением Совета Национального объединения строителей от 29 сентября 2010 года требуемые для регистрации основополагающие документы системы — Правила функционирования системы и Положение о знаке системы, а также разработаны положения об органах Системы, правила доступа участников в Систему, правила сертификации в Системе по областям сертификации, отдельные правила практической работы Системы.

В рамках СДОС НОСТРОЙ предполагается использование разных процедур и форм оценки соответствия, включающих, помимо непосредственно сертификации, рейтинговые оценки, испытания и экспертизы.

Основными объектами сертификации в Системе являются:

- работы и услуги в строительстве,

- строительные материалы и изделия,

- системы менеджмента в области строительства,

а также электротехническая продукция, машины и механизмы, применяемые в строительстве.

Особое место в Системе отведено новому направлению — сертификации строительных объектов и проектной документации по рейтинговой оценке параметров качества среды обитания, определяющих энергетическую и экологическую устойчивость объекта оценки. Это перспективное направление, связанное с развитием т.н. экологического или «зеленого» строительства. Предусматривается, что по результатам рейтинговых оценок будут выдаваться «зеленые сертификаты» четырех категорий.

Также в рамках системы предусматривается проведение добровольной сертификация объектов и строительных материалов по параметрам энергоэффективности и объектов строительной индустрии – по параметрам наилучших доступных технологий.

Основные цели Системы:

§ подтверждение заявленных показателей качества работ, услуг, продукции, строительных объектов, промышленных производств и проектной документации;

§ содействие потребителю в компетентном выборе производителей работ, услуг, продукции, объектов производств и проектной документации;

§ содействие производителю в реализации конкурентно способных работ, услуг, продукции на внутреннем и внешнем рынках;

§ защита потребителя и окружающей среды от недоброкачественной, потенциально опасной и вредной продукции.

Введение Системы позволит:

§ повысить достоверность и объективность результатов подтверждения соответствия;

§ обеспечить унификацию подходов и процедур сертификации, единство правил и требований при получении добровольных сертификатов соответствия членами СРО Национального объединения строителей;

§ снизить издержки членов СРО Национального объединения строителей по получению добровольных сертификатов соответствия;

§ информировать потребителя о качестве и безопасности строительной продукции, строительных объектов, процессов строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

§ повысить уровень качества, конкурентоспособности и безопасности строительной продукции, работ и услуг на внутреннем и внешних рынках;

§ решать вопросы энергосбережения и охраны окружающей среды на стадиях строительства, эксплуатации и утилизации зданий и сооружений;

§ создать единый информационный ресурс, позволяющий судить об уровне качества выполняемых работ и услуг, производимой продукции, строительных объектов;

§ обеспечить условия признания сертификатов на внешнем рынке, содействовать международной торговле строительной продукцией, продвижению строительных компаний на зарубежные рынки.

Основными участниками и структурными единицами Системы являются:

- наблюдательный совет системы;

- центральный орган системы;

- научно-методические центры;

- учебные центры;

- комиссия по апелляциям;

- комиссия по допуску в систему;

- комиссия по аттестации экспертов;

- группа экспертного инспекционного контроля;

- органы по сертификации;

- экспертные органы;

- испытательные лаборатории и центры.

Центральным органом Системы является Национальное объединение строителей.

Его функциями предусматривается:

- общее руководство Системой, определение целей и задач;

- установление правил, порядка проведения оценок соответствия, процедур и механизма управления в Системе;

- организация разработки документов Системы и их утверждение;

- определение форм сертификатов, знака соответствия и порядка их применения, формы других документов, необходимых для функционирования Системы;

- определение перечня объектов по сертификации в Системе;

- установление порядка оплаты работ;

- формирование сети органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), экспертных органов и экспертов;

- осуществление контроля за деятельностью участников Системы;

- организация подготовки экспертов Системы;

- регистрация апелляций заявителей по поводу действий органов по сертификации, экспертных органов (центров), испытательных лабораторий (центров), экспертов Системы;

- организация взаимодействия со специализированными системами добровольной сертификации, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, органами исполнительной власти РФ и международными организациями по вопросам деятельности Системы;

- утверждение программ обучения.

Допуск органов по сертификации, испытательных лабораторий, экспертных органов и экспертов на право проведения сертификации, исследований и экспертных оценок в рамках Системы будет осуществляться на основании специально разработанных критериев и правил.

Система является открытой для участия в ней других отечественных и зарубежных организаций, признающих и выполняющих ее правила.

Система имеет собственные формы сертификата соответствия и знака соответствия, утвержденного Положением о знаке соответствия (см. рис.).

Для реализации задач, поставленных перед Системой, в первую очередь планируется: сформировать и развить сети органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (инфраструктура сертификации); сформировать нормативную базу сертификации.

Кроме этого, планами развития Системы предусматривается разработка условий материального, кадрового и финансового обеспечения Системы.

Нормативная база Системы является одним из ключевых аспектов качества ее функционирования в будущем. Поэтому обеспечению Системы нормативной документацией уделяется особо пристальное внимание.

В рамках Программы стандартизации Национального объединения строителей на 2010-2011 годы предусмотрена разработка ряда стандартов, которые должны стать базовыми для отдельных объектов сертификации.

В частности, для целей выполнения сертификации объектов строительства и проектной документации по рейтинговым оценкам разработан стандарт Национального объединения строителей «Зеленое строительство». Рейтинговая система оценки устойчивости среды обитания. Здания жилые и общественные». Для целей выполнения сертификации систем менеджмента качества подготовлен стандарт организации «Система качества. Руководство по применению стандарта ИСО 9001:2008 в строительных организациях».

Таким образом, для поддержки и развития системы саморегулирования в строительной отрасли созданы необходимые предпосылки: система стандартизации НОСТРОЙ, в рамках которой централизованно будут разрабатываться стандарты по правилам проведения строительных работ и методам контроля за их проведением и их результатами, а также система добровольной оценки соответствия НОСТРОЙ, в рамках которой можно будет подтверждать соответствие строительных работ (услуг), продукции и изделий требованиям, установленным СРО, в т.ч. на основе стандартов НОСТРОЙ.

К настоящему времени завершен этап формирования органов Системы. 14 октября 2011 объявлен прием заявок на допуск в СДОС НОСТРОЙ профессиональных участников сертификационного рынка: органов по сертификации, испытательных лабораторий и экспертов по следующим областям сертификации:

- работы в строительстве;

- продукция в строительстве;

- системы менеджмента;

- электротехнические изделия и оборудование в строительстве.

После прохождения экспертных процедур и получения допуска в Систему претенденты, уполномоченные Системой органы по сертификации приступят к проведению сертификационных работ в объявленных областях.

Таким образом, созданные в рамках НОСТРОЙ Система стандартизации и Система добровольной оценки соответствия направлены не только на поддержку и развитие института саморегулирования, но самое главное они обеспечивают реализацию главной цели саморегулирования – повышение уровня безопасности и качества объектов капитального строительства, снижение рисков для потребителей строительной продукции.

С.В.Пугачев – директор Департамента технического регулирования

Национального объединения строителей

Р.С.Акиев – главный специалист Департамента технического регулирования

Национального объединения строителей


Обсудить на форуме