Вопросы технического регулирования в строительстве после принятия полтора года назад известных поправок в Закон «О техническом регулировании» и принятия технического регламента «О безопасности зданий и сооружений» перешли в стадию созидательной работы. Создаются новые технические регламенты, обновляются СНиПы, разрабатываются межгосударственные документы по технормированию. Казалось бы, кончилась эпоха бурных потрясений, все занялись делом.
Но спокойствие было только кажущимся. Неожиданно против СНиПов (а заодно и против ГОСТов) выступил … кто бы вы думали? Николай Павлович Кошман, президент Ассоциации строителей России! И не просто выступил, а стал писать по этому поводу письма в Правительство РФ и даже самому Президенту РФ.
Пожалуй, это и стало центральной темой на заседании Межотраслевого совета по техническому регулированию и стандартизации в строительной отрасли.
Самые невероятные вещи случаются порой в нашей жизни. Но чтобы Н. Кошман выступал против СНиПов — такое и в дурном сне не могло привидеться. Ведь именно он, будучи председателем Госстроя России, начал их обновлять в свое время, чего до него не делали уже лет пятнадцать. Правда, Минюст отказался тогда регистрировать новые редакции СНиПов, поскольку вступил в силу «недоделанный» Закон «О техническом регулировании». Только в конце 2009 года были внесены поправки в этот закон, позволившие легализовать СНиПы (в виде Сводов правил) и приступить к их обновлению. Этой работой теперь активно занимается Минрегион России, поскольку Госстрой России давно упразднен якобы за ненадобностью в рамках так называемой административной реформы.
И вот теперь Николай Павлович вдруг обрушился на «святая святых» технического нормирования в строительстве. Мол, СНиПы и ГОСТы представляют собой документы плановой экономики, «их обязательные требования абсолютно абсурдны с точки зрения рынка и неизбежно создают и будут создавать в дальнейшем технические барьеры в торговле» (цитата из письма № 117-НК-АСР от 18 апреля 2011 года). Или еще хлеще: устаревшие СНиПы советских времен «не позволяют применять современные «стандарты» строительства и являются основными барьерами для внедрения инновационных технологий и материалов» (цитата из письма № 108-НК-АСР от 1 апреля 2011 года).
Лариса Баринова, возглавляющая сейчас комитет ТК-465 и знавшая Николая Кошмана еще по совместной работе в Госстрое России, несказанно удивлена произошедшей метаморфозой.
— Очень обидно, честно говоря, что Ассоциация строителей России, которая в 2003 году вместе с Российским союзом строителей занимала единую позицию в вопросе о том, что Закон «О техническом регулировании» не учитывает особенности строительства и в него надо вносить поправки, буквально в последние полгода так резко поменяла свою позицию.
Эпистолярное творчество, в которое ударился президент АСР Н. Кошман совместно с президентом Союза строителей железных дорог М. Кайковым, адресовано руководству нашей страны. Из двух процитированных выше писем первоапрельское было направлено Председателю Правительства РФ В. В. Путину и первому его заместителю И. И. Шувалову. Письмо же от 18 апреля было обращено к Президенту РФ Д. А. Медведеву. Российский союз промышленников и предпринимателей не сразу отреагировал на это и теперь опасается, что письма могут «сработать». В конце концов, Н. Кошман — человек авторитетный, к нему могут и прислушаться. Состояние тихой паники я ощущал в выступлениях участников заседания Межотраслевого совета. Не всех, но некоторых.
Да и у меня холодок по коже пробегает, когда читаю письмо к Президенту РФ от 18 апреля:
«Просим Вашего указания Правительству Российской Федерации, НОСТРОЙ, РСПП, профильным комитетам Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации (по строительству и земельным отношениям, экономической политике и предпринимательству, по собственности) привести в соответствие требования уже созданной ими нормативно-правовой базы технического регулирования в строительстве, учитывая, что все восемь технических регламентов, касающихся строительной отрасли, требуют серьезной доработки в рамках ЕврАзЭС с учетом Перечня поручений Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России в Липецке от 21 января 2010 года».
Да будь я Президентом РФ, немедленно дал бы требуемое господином Кошманом указание. И ведь как удачно он ввернул упоминание о Липецке! Кто же против модернизации и технологического развития экономики в России?! Ради этого можно объявить все СНиПы «добровольными к применению». Подумаешь, дом обрушится или поезд сойдет с рельсов. Зато не будет абсурдных с точки зрения рынка требований и барьеров для внедрения инноваций.
Председатель Межотраслевого совета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия в строительной отрасли Сергей Пугачев процитировал еще одно письмо Николая Кошмана, адресованное первому заместителю Председателя Правительства РФ И. И. Шувалову: «В связи с тем, что профессиональное сообщество в Российской Федерации придерживается мнения о необходимости регулирования строительной деятельности в Российской Федерации и Таможенного союза по иным принципам, нежели тем, которые были озвучены высшим руководством страны и приняты в качестве международных договоренностей Российской Федерации, прошу Вас поддержать программу создания параллельной системы технического регулирования строительства в Российской Федерации».
— На основании таких обращений в Правительство РФ, к сожалению, могут в силу определенных причин приниматься и определенные субъективные решения, — опасается Сергей Пугачев. — Мы свидетели таких решений. Могут быть они. И поэтому свою объективную позицию профессионального сообщества пришло время, на мой взгляд, достаточно жестко высказать.
Давайте все же попытаемся разобраться в сути дела.
Одним из самых больных вопросов реформы технического регулирования остается принцип добровольности применения строительных норм и стандартов. В плановой экономике все были обязаны их строго соблюдать, а теперь вот наступило раскрепощение, и строители якобы вольны сами выбирать, выполнять или игнорировать требования норм и стандартов. Правда, часть СНиПов все-таки сохранила свою обязательность (вошла в первый перечень). Но оппоненты не теряют надежды изменить их статус, перевести в разряд «добровольных». Ведь в подлинно демократическом обществе всякие ограничения воспринимаются как пережиток прошлого.
— Добровольность применения стандартов была нам навязана под соусом вступления России в ВТО (Всемирную торговую организацию), — констатировал Андрей Лоцманов, первый заместитель руководителя Комитета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия РСПП. — Давайте посмотрим, как обстоит дело с добровольностью в странах-членах ВТО. В тех же США действует более 10 тысяч обязательных стандартов. Порядка шестисот организаций разрабатывают стандарты, а специальная комиссия при Конгрессе решает, какие из них станут обязательными, а какие добровольными. Данная система позволяет обходиться без всяких регламентов и директив ввиду прямого действия обязательных стандартов. Точно такая же система в Израиле. В Китае действует закон о стандартизации, но нет никаких технических регламентов. Более трех тысяч стандартов являются обязательными и обладают прямым действием. Во Франции действует более трехсот обязательных стандартов. Ни о какой добровольности применения нормативных документов в строительстве речи не идет. Это — обязательные документы, поскольку обеспечивают безопасность продукции и безопасность строительных сооружений. А в какой цвет красить крышу — вот это вопрос добровольный.
Андрей Николаевич обратил внимание на парадоксы Закона «О техническом регулировании». В нем говорится, что технический регламент устанавливает обязательные требования, а стандарты, входящие в доказательную базу регламента, являются добровольными к применению. Или вот: перечень стандартов на испытание утверждается постановлением Правительства РФ. И что — это постановление не является обязательным ввиду необязательности стандартов?! А ведь так и выходит…
Сегодня А. Лоцманов с укоризной говорит, что наличие обязательных стандартов и отсутствие «всяких» регламентов не препятствует США и Китаю быть членами ВТО. Да где ж вы были-то, Андрей Николаевич, когда девять лет назад обсуждался проект закона «О техническом регулировании»? Приведи вы тогда все эти факты — и проект не прошел бы даже первого чтения. Не началась бы эта многолетняя и бессмысленная борьба со СНиПами и стандартами, получившая теперь новый импульс.
На заседании Межотраслевого совета прямо говорилось, что Еврокоды и недавно принятый регламент ЕС-305/2011 вовсе не подменяют собой национальное законодательство. Они только обеспечивают гармонизированный метод проведения расчетов. Иными словами, на наши СНиПы и ГОСТы европейцы не посягают. Мы можем их спокойно разрабатывать и обновлять, делать их обязательными, если это связано с безопасностью. Таков был лейтмотив выступления Йоханнеса Зюйдервейка, ключевого эксперта проекта «Сближение систем технического регулирования РФ и ЕС».
И у нас, действительно, набирает обороты это трудоемкое, но необходимое занятие.
— Национальное объединение строителей выделило в этом году на обновление нормативной базы 230 миллионов рублей, — сказал А. Лоцманов. — Это огромная сумма. И работа идет полным ходом.
— Интенсивно идет разработка технических регламентов Таможенного союза, — вторит ему С. Пугачев. — До конца года должно быть принято 47 таких регламентов. И один из них — «О безопасности зданий, сооружений, строительных материалов и изделий».
Константин Жиляев, начальник отдела технического регулирования Минрегиона России, пояснил, что разработка этого техрегламента ведется как по линии ЕврАзЭС, так и по линии Таможенного союза. Причем исходный текст проекта один и тот же. Но техрегламент ЕврАзЭС будет иметь приоритет перед регламентом Таможенного союза. Его планируется принять как федеральный закон, а второй регламент будет утверждаться на уровне вице-премьеров. Произойдет это в конце текущего года, а ввод регламентов в действие — год спустя. Если, конечно, не возникнут разногласия в ходе их разработки.
Теперь о доказательной базе. В нее войдут национальные документы трех стран — России, Белоруссии и Казахстана. Для нашей страны это СНиПы (Своды правил). Затем предстоит разработать межгосударственные строительные нормы, которые будут созданы на основе национальных норм. И тогда Таможенный союз получит единую доказательную базу. Одновременно будет продолжаться сближение нашей доказательной базы с европейской. Словом, работы впереди — непочатый край.
Всего же сейчас в работе порядка 350 документов, разработку которых предстоит завершить в этом и следующем году, сообщил К. Жиляев.
С одной стороны, это радует. Ведь дело движется. А с другой стороны, как подумаешь об этой огромной пирамиде нормативных документов, становится немного не по себе. Ну зачем нам надо было внедрять эти технические регламенты, если США и Китай прекрасно обходятся без них? Впрочем, давать задний ход поздно. Продолжим из разработку.
А вот СНиПы упразднять не надо. Без них технические регламенты потеряют смысл. Один из участников заседания употребил выражение «разгул воинствующей некомпетентности». И сообщил о стремлении российских железнодорожников создать «свой» СНиП по мостам и трубам. Хотя есть такой СНиП, общий для всех. Отдельный документ по мостам и трубам для автомобильных дорог хотят завести автодорожники. Далее потребуется СНиП по мостам для пешеходов, для отраслей промышленности… Может, хватит самодеятельности?!
В принятой резолюции Межотраслевой совет осудил попытки отменить СНиПы и наметил конструктивные меры по дальнейшему совершенствованию технического регулирования в России.
Владимир АРХИПОВ.
* * *
Когда материал был подготовлен к печати, появилось сообщение о выходе Федерального закона № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании». Комментарий к этому документу будет дан в одном из ближайших номеров «СГ».
Обсудить на форуме