СРО в сфере гражданской авиации | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации:

СРО в сфере гражданской авиации

Принятие Федерального закона № 315 «О саморегулируемых организациях» затронуло не только строительство, но также стало стимулом для создания СРО в Гражданской авиации (ГА). Лидеры авиапредприятий, проанализировав ситуацию на рынке, а так же опыт зарубежных стран, пришли к выводу, что в отрасли необходимо создать свои СРО, причём сразу две.

Каждая из саморегулируемых организаций объединила узкий круг специализированных лиц. Одно партнерство основано на базе уже существующего четверть века Клуба командиров авиапроизводства России, который послужил фундаментом для образования “Международной ассоциации руководителей авиапредприятий” (МАРАП), другое объединят представителей авиационного бизнеса.

Таким образом и появились СРО МАРАП и «Саморегулируемая организация авиационного бизнеса» (СРО АБ), состав членов которой многопрофилен: здесь и учебные заведения, готовящие специалистов отрасли, и научно-исследовательские организации, заводы гражданской авиации, аэровокзалы, авиакомпании, агентства аэрофлота, объединенные авиапредприятия, инфраструктурные организации ГА.

СРО МАРАП единственная саморегулируемая организация в России, которая занимается управлением профдеятельности руководителей авиапредприятий. Поскольку, именно она выступила инициатором создания СРО АБ, то у них одни цели и задачи. Основную свою роль оба объединения видят в согласовании интересов авиационного бизнеса, государства и пассажиров. Являясь в отрасли пионерами внедрения института саморегулирования, НП надеются объединить авиаторов и совместными усилиями создавать позитивные условия для развития рыночных отношений в авиабизнесе.

Саморегулирование открывает для предпринимателей огромные возможности. Теперь они смогут самостоятельно разрабатывать стандарты и правила ведения авиационного бизнеса, проводить анализ и делать долгосрочные прогнозы развития, осуществлять регулярный контроль работы членов СРО, страховать, актуализировать в сжатые сроки свою деятельность в соответствии с международными стандартами и правилами.

Подобный опыт объединения по общеотраслевому признаку оправдал себя в ряде зарубежных стран. Многопрофильная СРО объединяет и выражает совместные интересы представителей авиационного бизнеса вошедших в ее состав. Ведь, в конечном итоге все они преследуют одну общую цель — обеспечить качество и безопасность полётов.

Функционирование СРО любой отрасли невозможно без взаимодействия с властными структурами, однако пока развитие механизмов саморегулирования в этом сегменте авиации осуществляется не столь успешно, как хотелось бы. До сих пор нет определенности в том, какие регулятивные функции власть должна передать СРО, а какие оставить за собой. Не исключена возможность присвоения государством большего ряда управленческих функций саморегулируемых организаций. Во избежание этого сообщество должно объединиться для более результативной координации своих действий, тем более что пока отсутствует законы, регламентирующие положение саморегулируемых организаций данной сферы. Недостаток контактов с госструктурами тормозит активное участие СРО в разработке отраслевых документов федерального уровня, таких как, например, поправки в Воздушный кодекс РФ.

Лидеры авиапредприятий, в отличие от руководителей СРО других областей считают, что создание большого числа СРО не снижает риска монополизации рынка авиауслуг. Это может привести к бесконтрольной конкуренции саморегулируемых организаций друг с другом и, уж никак, не будет способствовать сплочению всех участников авиационного бизнеса для решения проблем отрасли, к чему стремятся все члены созданных в гражданской авиации СРО. Но большинство всё же надеется на позитивное развитие ситуации.


Обсудить на форуме