Генеральный директор некоммерческого партнерства профессионалов в области ВЭД «Гильдия ПРОВЭД» Руслан Кисс:
Необходимость саморегулирования рынка в области ВЭД субъектов таможенной деятельности стала не просто неким общим делом – это неизбежность, которая даст толчок развитию как таможенного сервиса в целом, так и отдельных сегментов этого бизнеса в частности. А главное – освободит государство от выполнения несвойственных ему функций и даст возможность бизнесу, завязанному на ВЭД, самому определять, формировать и развивать те направления сервиса, которые необходимы ему как таковые. Несмотря на жесткие условия, в которых приходится трудиться, большая часть компаний настроена, не побоюсь этого слова, патриотично: работаем в России и делаем все, что от нас зависит, для облегчения условий ведения бизнеса.
На мой взгляд, настал уникальный исторический момент, когда на одной поляне собрались представители всех возможных сфер таможенного бизнеса, что еще три-пять лет назад тяжело было представить. Возникла необходимость в консолидации. Если в ближайшее время СРО не будет создано, то можно прогнозировать, что институт таможенных представителей исчезнет как таковой, а если еще Россия вступит во Всемирную торговую организацию, отечественный транспортный рынок окажется, по всей видимости, вне пределов международных перевозок. Поэтому мы заинтересованы в формировании СРО. Требуется определить консолидирующие правила, которые позволят участникам рынка единым фронтом выступить с законодательной инициативой, в дальнейшем способной вылиться в закон о СРО для ВЭД или для субъектов таможенной деятельности, где будут максимально учтены наши требования.
Самая сложная сфера в саморегулировании ВЭД – отсутствие опорной точки, с которой можно стартовать. Ситуация в уже существующих СРО в других сегментах бизнеса не может быть лекалом для нашей организации. Формирование условий саморегулирования, стандартов оказания услуг, правил существования везде разное. Мы нацелены на то, чтобы в рамках встреч и переговоров создать некое партнерство, которое позволит СРО выступить инициатором делегирования ей государством контроля за деятельностью субъектов ВЭД.
Саморегулирование предполагает создание определенных стандартов для членов СРО по оказанию услуг и стандартов взаимоотношений между СРО и госорганами. Следующий аргумент – активно продвигаемая как президентом России, так и другими представителями государства административная реформа. Необходимо сделать юридический шаг вперед в развитии как Гражданского, так и Административного кодексов, чтобы взаимоотношения между субъектом ВЭД и представителем таможенного органа строились на понятной, прозрачной основе. Чтобы невозможно было возводить дополнительные барьеры, которые могут нести коррупционную составляющую и служить некими формами выдавливания с рынка в условиях нечестной конкуренции.
Какого ожидать эффекта? Я рассматриваю саморегулирование рынка ВЭД как некую панацею для спасения не только бизнеса, но и сложившейся таможенной системы. Мостик саморегулирования позволит формировать деловые отношения, обеспечить их прозрачность, а в дальнейшем – решить вопросы усиления гарантий, активизации ВЭД, борьбы с коррупцией, снижения административных барьеров, создания условий честной конкуренции.
Обсудить на форуме