14 декабря 2010 г. в РСПП состоялось заседание Совета по аккредитации при Комитете РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, в ходе которого были обсуждены актуальные вопросы формирования в Российской Федерации единой системы аккредитации с учетом международной и европейской практики.
От Ассоциации строителей России на мероприятии присутствовали директор Департамента оценки соответствия и сертификации Дмитрий Филиппов, начальник отдела Департамента оценки соответствия и сертификации Ульяна Соболева, начальник отдела Департамента технического регулирования и нормативной базы Ксения Гончарова.
На заседании были заслушаны доклады заместителя начальника отдела Минэкономразвития России Сергея Мигина, Председателя Совета по аккредитации Александра Дайнеко, заместителя Председателя Совета по аккредитации Олега Урганта, исполнительного директора Ассоциации аналитических центров (ААЦ «Аналитика») Ивана Болдырева, первого заместителя руководителя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Андрея Лоцманова, генерального директора ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность» Владимира Котельникова.
Свой доклад заместитель начальника отдела Минэкономразвития Сергей Мигин посвятил вопросам формирования единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации. Он подробно остановился на разработанной Минэкономразвития России и одобренной распоряжением Правительства РФ № 1760-р от 12 октября 2010 г. Концепции формирования единой национальной системы аккредитации в РФ, а также на проекте Федерального закона «Об аккредитации». По словам выступающего указанный законопроект будет вынесен на обсуждение уже в конце текущего года. Что касается самой Концепции, то венцом ее реализации должно стать международное признание результатов проводимых в России работ по оценке соответствия. Как считает Сергей Мигин, при формировании единого органа по аккредитации в РФ нельзя потерять «ни крупицы международного опыта». Каждый шаг по реализации Концепции в России уже осуществляется в тесном сотрудничестве с европейскими коллегами, а разработчики законопроекта «Об аккредитации» внимательно прислушиваются к рекомендациям зарубежных специалистов.
На вопрос внедрения института нотифицированных (уполномоченных) органов в Российской Федерации, являющегося краеугольным камнем Нового и Глобального подходов стран-участниц ЕС, Мигин пояснил, что проведение такой работы не планируется. По его словам вопрос внедрения в России института нотификации имеет глубокие корни. Этот вопрос еще в 2005 – 2006 г.г. выносился на Правительственную комиссию по техническому регулированию, где было признано нецелесообразным вводить процедуру уполномочивания органов по оценке соответствия, в силу дублирования ею, по мнению Комиссии, процедуры аккредитации. В России аккредитация является допуском к осуществлению деятельности по оценке соответствия в регулируемой области. Что касается практики Евросоюза, то по словам докладчика, там отсутствует всякое дублирование процедур нотификации и аккредитации, поскольку сама аккредитация в Евросоюзе по факту является добровольной. При этом орган по оценке соответствия, не являясь аккредитованным, может быть нотифицирован для осуществления работ в области оценки соответствия.
Данные докладчика, по мнению Ассоциации строителей России, являются несколько спорными. Как факт можно признать, что процедура аккредитации органов, лабораторий и экспертов действительно добровольная – но если кто решил заниматься деятельностью по оценке соответствия в любой области – данная процедура становится обязательной, причем по весьма жестким правилам.
Однако же в части нотификации необходимо отметить, что аккредитованный орган может иметь возможность работы в регулируемой (обязательной) области, а может и не иметь, если не соответствует требованиям по страхованию, и иным требованиям, необходимым для работы в обязательной сфере. И орган не может быть нотифицированным, не являясь при этом аккредитованным. В любом случае, необходимо отметить гораздо более профессиональный взгляд Минэкономразвития на вопросы аккредитации, нежели был у Минпромторга (ранее Минпромэнерго), который «занимался» вопросами аккредитации все 8 лет реформы технического регулирования в России.
Исполнительный директор ААЦ «Аналитика» Иван Болдырев в своем докладе выделил такую проблему в области оценки соответствия, как несоответствие принятой в России терминологии международной. По его словам, «мы говорим о разном». Стандарт ИСО 17011 дает ряд определений в области оценки соответствия, однако ни Федеральный закон «О техническом регулировании», ни подготовленный законопроект «Об аккредитации» их не отражает. Также выступающий представил ряд замечаний к Концепции формирования единой национальной системы по аккредитации в Российской Федерации.
Заместитель Председателя Совета по аккредитации Олег Ургант в докладе «О законодательной базе аккредитации в Российской Федерации» выделил следующие знаковые события реформирования системы аккредитации в России. Во-первых, принятие в рамках Таможенного Союза Соглашения о взаимном признании аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, выполняющих работы по оценке соответствия. Во-вторых, внесение поправок в конце 2009 г. в Федеральный закон «О техническом регулировании», позволивших прямое применение в Российской Федерации международных стандартов. По его словам, это значительно ускорит процесс формирования единого органа по аккредитации. В-третьих, принятие Концепции формирования единой национальной системы по аккредитации в Российской Федерации.
Председатель Совета по аккредитации Александр Дейнеко в целом высоко оценил работу Совета по аккредитации в 2010 году. По его словам, разница между первой версией проекта закона (1.0) и версией проекта закона, которая рассматривается ныне (5.2) – огромна. К сожалению, необходимо отметить, что вклад профессионального сообщества в эволюцию данного законопроекта оказался ничтожным – ни Совет по аккредитации, ни Комитет РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия в 2010 г. не проводили ни круглых столов, ни заседаний, ни слушаний, на которых упомянутый законопроект бы рассматривался, а деятельность рабочей группы при Совете по доработке данного законопроекта была прекращена еще в конце 2008 года.
Несмотря на высокую оценку деятельности Совета в 2010 году, у участников заседания возникло немало вопросов и замечаний, как к Концепции, так и к представленной Минэкономразвитием на мероприятии структуре законопроекта «Об аккредитации». Присутствовавший на заседании директор Департамента технического регулирования НОСТРОЙ Сергей Пугачев высказался о том, что законопроект требует существенной доработки.
Директор Департамента оценки соответствия и сертификации АСР Дмитрий Филиппов выступил с предложением оптимизации обсуждений принимаемых в области аккредитации документов. По его словам, многие узнали о существовании Концепции только после ее одобрения в Правительстве. Если бы проект документа был открыт для общественности, то многих недочетов Концепции, которые отмечались на заседании, можно было бы избежать. То же касается и проекта закона. Филиппов предложил Совету по аккредитации и Минэкономразвития РФ проводить данную работу публично, с привлечением профессионального сообщества, а не в закрытом режиме, что и было ему обещано чиновниками.
Пресс- служба АСР
Обсудить на форуме