Ещё недавно ратовавший за Национальный реестр специалистов гендиректор Ассоциации «Сахалинстрой» занялся его критикой. Вернее, тех требований, которые заложил Минстрой в Градостроительный кодекс. Свое мнение, а также ряд предложений, способных исправить последствия «непродуманных решений» министерства, Валерий Мозолевский изложил на страницах журнала «РСП Эксперт».
- Реалии на сегодняшний день таковы, что динамика внесения новых специалистов в реестр фактически сошла на нет, что отчетливо видно на примере дальневосточных субъектов Российской Федерации. В Ассоциации «Сахалинстрой» опасаются, что завышенные, ничем не обоснованные требования к специалистам при внесении сведений в НРС спровоцировали расширение противоправных услуг по подделке соответствующих документов. В краткосрочной перспективе масштабы коммерциализации (продажи поддельных или фальсифицированных документов) могут, по меньшей мере, повторить объемы торговли «мертвыми душами» специалистов и свидетельствами о допусках.
К повышению роли и значимости специалистов по организации строительства в Ассоциации «Сахалинстрой» относятся положительно. Однако в силу объективных несовершенств и законодательных коллизий, институт этих специалистов сейчас не может стать гарантом повышения персональной ответственности за исполнение контрактов в строительстве.
Зачем нам два специалиста
В феврале текущего года Ассоциация «Сахалинстрой» направила в Правительство Российской Федерации ряд предложений, направленных главным образом на устранение риска коммерциализации и сведений НРС.
Требования Градостроительного кодекса об обязательном наличии не менее двух реестровых специалистов у каждого члена СРО никак экономически и технологически не обосновано. Свыше 70% членов саморегулируемых организаций составляют предприятия микро- и малого подрядного бизнеса. Для вступления в СРО строителей эти организации наряду с крупными строительными холдингами и в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса обязаны иметь минимум двух высокооплачиваемых реестровых специалистов, трудоустроенных по основному месту работы.
Однако вступление в СРО строителей не означает, что этот член СРО сразу же получит подрядный договор на строительство, реконструкцию или на капитальный ремонт объектов. Эти договоры уже член СРО может получить только при участии в конкурентных процедурах выбора подрядчика при проведении государственных или муниципальных закупок. Большинство членов СРО не имеют портфеля заказов на весь год.
Зачем при вступлении в СРО этим организациям такие высокооплачиваемые специалисты, а тем более даже два? Какой смысл этого требования? Ведь эти специалисты должны организовывать работы на объектах строительства или капитального ремонта. В это время, возможно, они нужны другому члену СРО, который получил такой договор. Не так ли?
Обратите внимание, что в части 2 статьи 55.2 Градостроительного кодекса указано: «Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по договорам строительного подряда обеспечивается специалистами по организации строительства». Из этого следует, что реестровые специалисты члену СРО необходимы не для вступления в СРО, а именно для организации выполнения договора строительного подряда. Таким образом, член СРО, если он победил в конкурентных процедурах, может принять по основному месту работы реестрового специалиста по трудовому договору на определенное время для организации исполнения конкретного контракта.
Ассоциация считает, что Национальный реестр специалистов – это рыночный инструмент предложения на строительном рынке высококвалифицированных специалистов по организации строительства (капитального ремонта) конкретных объектов капитального строительства. Эти специалисты существующим законодательством не привязываются к конкретным СРО, тем более к конкретным членам СРО строителей.
О том, что установленный Градостроительным кодексом спрос на реестровых специалистов при вступлении в СРО провоцирует коммерческие предложения, говорить не приходится. Реклама о предоставлении специалистов, зарегистрированных в НРС, а также о возможностях посредников подготовить необходимые документы для включения в НРС любых специалистов уже заполонила интернет-пространство.
Учитывая сложившуюся ситуацию, эксперты Ассоциации предложили Правительству Российской Федерации изъять из Градостроительного кодекса следующие нормы:
• обязательность постоянного наличия не менее чем двух специалистов по организации строительства – членов НРС у всех членов саморегулируемой организации;
• обязательность наличия не менее двух специалистов по организации строительства – членов НРС у всех организаций, подающих заявление на вступление в саморегулируемую организацию.
При этом Ассоциация считает, что в Градостроительном кодексе необходимо отрегулировать требования по функциям и месту их непосредственного исполнения к специалистам по организации строительства. Вместо необоснованного требования об обязательном наличии у членов СРО двух специалистов с момента включения этой организации в СРО, в законе необходимо закрепить обязанность генподрядчиков при исполнении контрактов иметь по одному реестровому специалисту на каждом объекте строительства или капитального ремонта с внесением необходимых изменений в СТО НОСТРОЙ, своды правил и типовые контракты. Таким образом будут созданы экономически благоприятные условия для организаций, не имеющих круглогодичных объемов, что особенно важно для микро- и малого подрядного бизнеса, и будут созданы условия и возможности для требования реальной ответственности специалистов по организации строительства за исполнение договоров подряда, что предусмотрено пунктами 3-5 части 9 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса.
Согласно предложениям Ассоциации, органы госстройнадзора, технические заказчики и непосредственно СРО при проведении проверочных мероприятий должны контролировать не только наличие специалистов у организации как таковых, но и присутствие этих специалистов на строящихся (ремонтируемых) объектах, выполнение ими функций по организации строительства или капремонта объекта. Этот специалист должен быть назначен приказом индивидуального предпринимателя или руководителя юридического лица ответственным за организацию строительства или капитального ремонта конкретного объекта и вписан в общий журнал работ.
Порог преткновения
Второй основной фактор, провоцирующий развитие коммерциализации саморегулирования, – это крайне высокий порог общестроительного стажа для специалистов по организации строительства. Сейчас для включения в НРС специалист должен иметь общий стаж работы в строительстве более 10-ти лет.
В Ассоциации «Сахалинстрой» считают – кадровый рынок организаторов строительства, которые соответствуют настоящим требованиям по включению в НРС, уже иссяк. Для большинства членов СРО обязательность трудоустройства реестровых специалистов по основному месту работы оборачивается серьезным административным и финансовым барьером.
Дефицит необходимых только на бумаге специалистов по организации строительства при вступлении в СРО, а сейчас и при получении выписки из Реестра членов СРО, порождает коммерческие предложения на этом рынке. В интернете можно заказать дипломы по направлениям подготовки в строительстве, трудовые книжки или их страницы. Изготовление фальшивых копий свидетельств о повышении квалификации поставлен на поток, а НОСТРОЙ, понимая это, даже не требует заверения этих свидетельств.
Сейчас появились предложения «специалистов по организации строительства на дому», которые включены в НРС, с представлением копий документов для оформления их на работу с месячной зарплатой 10-15 тысяч рублей в месяц. Эксперты Ассоциации имеют информацию о практике тесной работы посредников с руководителями некоторых СРО, о возможной продаже членам СРО «трудовых договоров со специалистами», которые заключаются с ними самими посредниками по доверенности от работодателей, что запрещено Трудовым кодексом.
При этом отсутствует административная ответственность члена СРО за то, что на строящемся объекте нет реального (работающего на строительной площадке) специалиста по организации строительства. В большинстве случаев такой обязанности члена СРО нет и в контракте с заказчиком. В этом необходимо наводить реальный порядок.
По мнению экспертов Ассоциации «Сахалинстрой» сейчас в НРС уже имеется около 25% сомнительных специалистов, и их количество будет только расти.
С точки зрения здравого смысла
Предложение экспертов Ассоциации «Сахалинстрой» заключается в том, чтобы как можно скорее внести изменения в Градостроительный кодекс РФ, снизив требование к общестроительному стажу этих специалистов до 5 лет, что будет соответствовать реалиям российского рынка и значительно снизит риск коммерциализации процессов саморегулирования в строительстве.
Считаем важным также обратить внимание на то, что предлагаемое Ассоциацией снижение общестроительного стажа для включения в НРС специалистов по организации строительства уравняет общие требования к ним с требованиями к другим специалистам по организации строительства.
Первую группу из них составляют ИП и руководители подрядных организаций, самостоятельно организующие строительство. Для них Градостроительным кодексом установлен обязательный опыт (стаж) в строительстве не менее 5 лет. Однако сведения о них в НРС, в соответствии с Градостроительным кодексом, не включаются – контроль соответствия СРО ведет самостоятельно.
Вторая группа – это специалисты по организации строительства из числа руководящих работников тех строительных организаций, которые имеют право выполнять работы на особо опасных и технически сложных объектах. По постановлению Правительства Российской Федерации № 559 для организаторов строительства из числа руководящих работников этих организаций достаточен опыт работы по специальности не менее 5 лет, и они должны быть включены в НРС.
Ассоциация «Сахалинстрой» предлагает включать руководящих работников – организаторов строительства данной категории членов СРО в отдельный раздел НРС.
Источник: «РСП ЭКСПЕРТ»
Обсудить на форуме