Реформа закона о госзаказе в Послании Президента РФ – мнение экспертов РСС. | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации:

Реформа закона о госзаказе в Послании Президента РФ – мнение экспертов РСС.

В ежегодном послании Федеральному Собранию РФ Дмитрий Медведев изложил свою позицию по основным направлениям развития экономики, социальной сферы, политической системы страны, вопросам безопасности и обороны. Говоря о вопросах государственного и регионального управления, Президент РФ отметил, что необходимо оптимизировать систему оказания государственных и муниципальных услуг, "законодательно ввести ответственность должностных лиц за нарушение сроков оказания государственных услуг, а также за несоблюдение процедур, предусмотренных соответствующими административными регламентами". В частности, Дмитрий Медведев подчеркнул важность реформы закона 94-ФЗ о размещении государственного и муниципального заказа.

"94-й закон, его все критикуют, но ситуация действительно уже вышла за грань разумного. Заложенные в нём цели, к сожалению, во многом остались декларациями. По самым скромным оценкам, нецелевые расходы, включая и прямое воровство, и "откаты", и просто нецелевые расходы, составляют не менее триллиона рублей. Поэтому пора начинать работу над новой редакцией закона о госзакупках – более продуманной и более современной", — сказал Президент РФ.

Как уточнил Дмитрий Медведев, обо всех планируемых открытых закупках должно быть известно заранее: информация о планах с возможностью обратной связи с компаниями относительно их заинтересованности в торгах, должна быть предварительно опубликована на специальном интернет-портале. Там же, по мнению Президента РФ, можно размещать и мнения экспертов о соответствии этих планов современным требованиям и рыночным ценовым условиям.

По мнению экспертов РСС, в целом закон №94-ФЗ значительно упорядочил ситуацию в сфере размещения государственного и муниципального заказа. Но практический опыт подсказывает, что для эффективной работы действующего порядка размещения государственного и муниципального заказа требуется гораздо более глубокая доработка как 94-ФЗ так и иного законодательства РФ, оказывающего существенное влияние на такой порядок, а не только техническая корректура, которой увлеклись в последнее время.

Как полагает руководитель рабочей группы РСС по подрядным торгам в строительстве Екатерина Лезина, мероприятия по организации и проведению процедур размещения заказа на подрядные работы, в том числе проектные и изыскательские, были и остаются наиболее сложными для реализации заказчиком, с комплексным подходом к решению задачи и наличием ряда неизвестных. Это объясняется несколькими причинами:

Значительным объемом нормативно-правовой и методической информации, которую необходимо учитывать при подготовке документации о торгах. При этом нормы противоречивы и несогласованы;

Неизменностью основных условий государственного/муниципального контракта и, одновременно, длительностью реализации основной части строительных проектов, которые обуславливают необходимость предусматривать на этапе размещения заказа все возможные изменения, включая скрытые работы;

Сложностью способа определения начальной (максимальной) цены контракта на весь период строительства в ценах соответствующих (будущих) периодов;

Сложностью детального описания подрядных работ при формировании технического задания;

Длительностью периода подготовительной работы (выбор строительной площадки, предпроектная проработка и т.п.).

Сегодня эксперты рабочей группы Российского союза строителей по подрядным торгам, подготовили предложения о внесении изменений в ряд нормативно-правовых актов Российской Федерации, регламентирующих строительство и размещение заказа.

Если обращаться именно к 94-ФЗ для повышения эффективности подрядных торгов необходимо сделать следующее:

Ограничить возможность торга на аукционе относительно прошедшей экспертизу сметы только размером прибыли либо иным минимально возможным порогом, по мнению специалистов в ценообразовании в строительстве;

Установить единые минимальные квалификационные требования к участникам торгов с начальной (максимальной) ценой менее 50 млн. рублей в определяемом именно законом объеме;

Включить работы по строительству, реконструкции особо опасных и технически сложных объектов, объектов культурного наследия, объектов "государственного значения" в перечень работ, при размещении заказа на которые заказчик вправе увеличить значимость "субъективных" критериев до сорока пяти процентов;

Запретить включение в один лот работ по проектированию и строительству объекта;

Определить порядок подтверждения участником размещения заказа соответствия требованию п. 1 части 1 статьи 11 94-ФЗ, если для выполнения работ по предмету торгов требуется наличие несколько видов лицензий или допусков СРО.


Обсудить на форуме