Альтернативный суд | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации:

Альтернативный суд

Рано или поздно в ходе профессиональной деятельности почти каждому предпринимателю приходится сталкиваться с крайне неприятным процессом – судебным. Процедура эта крайне нервная и материально затратная. Председатель Арбитражного третейского суда г. Москвы Алексей Кравцов рассказывает о преимуществах альтернативного судопроизводства — третейского .

Как работает?

- Алексей Владимирович, можно ли сказать что третейский суд – это система, созданная как будто специально для предпринимателей? Расскажите, пожалуйста, об основных функциях, задачах и миссии третейского суда. В чем преимущества обращения в третейский суд?

- Система третейских судов был создана в 2002 году как альтернативная система государственному судопроизводству. Когда система государственных судов оказалась перегружена, была создана альтернатива с целью разгрузить эту систему. Третейские суды могут быть образованы при любых юрлицах и занимаются рассмотрением только экономических споров. Но и здесь есть ряд вопросов, которые не входят в компетенцию третейских судов. Это дела, касающиеся банкротства, споры по административным правонарушениям, и споры, носящие административно-правовой характер. Все остальные вопросы, которые могут быть заключены в рамки договора, находятся в компетенции третейских судов. Поэтому можно сказать, что в рассмотрении экономических споров третейский суд является полноценной альтернативой государственному.

- В чем же тогда отличие? И есть ли какие-либо преимущества обращения в третейский суд?

- Всем известны особенности обращения в государственные суды. Окончательное решение в них можно получить, только пройдя три стадии обжалования этого решения. Минимальный срок получения решения — полгода. Если со стороны ответчика есть грамотные юристы, то они затянут этот процесс на годы. За полгода судебных тяжб ответчик может вывести все активы и оставить в компании только 10 тысяч уставного капитала.

В третейском судопроизводстве процесс и подготовка документов протекает как и в государственном суде. Однако решение третейского суда окончательно и обжалованию не подлежит. Не предусмотрено проведение предварительных слушаний. Срок рассмотрения дела и вынесения решения — 10 дней. Кроме этого, у третейского суда нет разграничений по юрисдикции – мы рассматриваем дела с участием как физических, так и юридических лиц. Третейские суда не ограничивается территорией РФ. Если стороны обратились в третейский суд Москвы, то суд будет проходить в Москве, вне зависимости от того, где зарегистрировано спорное имущество или где находятся стороны.

- То есть суд через 10 дней после обращения выносит решение, и стороны должны исполнить его в обязательном порядке?

- Не совсем так. В третейском судопроизводстве существует исполнение решения добровольное и принудительное. Добровольное происходит редко, но случается. Чаще все-таки принудительное в рамках исполнительного листа, полученного в госсуде. Госсуд выдает исполнительный лист, проверив формальный состав третейского суда, правильно ли суд был сформирован. Также проверяется, не вышел ли третейский суд за рамки своих полномочий. Также госсуд по заявлению одной из сторон проверяет правильно ли оформлено третейское соглашение, правильно ли были уведомлены стороны, не вышел ли третейский суд за рамки третейского договора.

По итогам проверки, госсуд принимает решение о выдаче исполнительного листа. Если третейский суд действительно работает, находится в контакте с госсудом, его деятельность видна, то процент отказа будет нулевым.

Для кого работает?

- Как предпринимательское сообщество оценивает и позиционирует деятельность третейского суда? Осознают преимущества такого судопроизводства?

- На самом деле, о системе третейских судов знает очень небольшой процент граждан. И когда объясняешь предпринимателям преимущества и выгоды, они в первую очередь демонстрируют недоверие. Чтобы предпринимательское сообщество узнало о третейских судах, надо проводить разъяснительную работу.

- Каким вопросам посвящена основная масса обращений в третейский суд? Кто ваши основные «клиенты»?

- В основном, это компании и предприятия кредитной и строительной отраслей, а также госзаказчики. Основные виды обращений — экономические споры: взыскание задолженностей, расторжение договоров, признание прав собственности на недвижимое имущество.

Среди государственных заказчиков мы работаем с департаментами правительства Москвы. Госзаказчику максимально удобна система третейского судопроизводства. Третейская оговорка, включенная в госконтракты, позволяет добиться быстрого расторжения договора в случае его неисполнения со стороны подрядчика.

В сравнении с Западом

- Насколько развита система негосударственного разрешения коммерческих споров в России по сравнению с Западом?

- Если западная система на 70% состоит из коммерческих судов, то у нас эта система развита гораздо слабее. В регионах институт третейских судов совсем не развит. В регионе в лучшем случае найдется два третейских суда. Один будет создан при региональной Торгово-промышленной палате, второй — при какой-либо еще компании.

- С чем связан такой низкий уровень развития третейского судопроизводства у нас?

- У нас другой менталитет. Если на Западе люди привыкли доверять друг другу и третейскому суду, то в России все не так просто.

- Это недоверие, наверняка, связано с широкой практикой распространения «карманных судов»?

- В Москве зарегистрировано порядка 250 третейских судов, из них реально работают 15. Из этих 15 порядка 80% — отраслевые суды, те самые «карманные суды». Это тоже третейские зарегистрированные суды, которые созданы при каких-то отраслях. Такая форма заведомо невыгодна. Во-первых, зачастую такие суды финансово зависимо от этой конкретной отрасли. Во-вторых, они ставят стороны в неравные условия. В-третьих, они, безусловно, аффилированны.

Традиционно третейский сбор выше, чем госпошлина, и составляет 2-5% от цены иска. В некоторых третейских судах третейский сбор очень невысок, не сильно отличается от госпошлины. Но если госсуд финансируется за счет бюджета, то третейский суд, взимающий невысокий сбор, очевидно, тоже финансируется определенными структурами и уже не может действовать непредвзято.

Как вывести на новый уровень?

- Как вы оцениваете правовой режим деятельности третейских судов? Какие изменения, на ваш взгляд, могли бы способствовать его улучшению?

- Мы как раз выходим с рядом законодательных инициатив в этом направлении. Например, сегодня срок выдачи исполнительного листа госсудом увеличен с 1 до 3 месяцев. Мы предлагаем все-таки уменьшить этот срок до 1 месяца.

Также мы предлагаем определить надзорный, курирующий орган над третейскими судами. Это может быть, скажем, Минюст. Затем внести поправку, обязывающую третейские суды формировать и вступать в саморегулируемые организации. СРО позволит установить единые правила и стандарты для профессионального сообщества, а это, в свою очередь, позволит повысить уровень доверия к третейским судам.

Я считаю, что на уровне законодательства должна быть поправка о раскрытии информации о третейских судах. В этом случае мы сможем более широко освещать нашу деятельность, в зданиях госсудов в том числе.

Положительное влияние должны оказать изменения в проведении квалификационных экзаменов, которые я предлагаю. Во всех третейских судах проходят квалификационные экзамены внутри системы, а если в этом процессе будет принимать участие представитель госсуда, то это повысит показатель профессионального уровня экзаменуемых. Безусловно, необходимо законодательно ограничить деятельность третейского суда в той отрасли, в которой он создан, «прописан».

Все это, плюс правила, разработанные с учетом пожеланий госсудов, должно вывести систему третейского судопроизводства на новый уровень.

Выпускающий редактор ОПОРЫ-КРЕДИТ Екатерина Дегтярева


Обсудить на форуме