Снижение энергопотребления в России и внедрение энергоэффективных технологий – процесс долгий и трудный, однако первые положительные результаты уже есть, и останавливаться на достигнутом нельзя. К такому выводу пришли участники IV международного конгресса «Энергоэффективность. XXI век»», проходившего в Петербурге 21-22 ноября.
Впервые о повышении энергоэффективности в России задумались еще во времена советской власти, в конце 40-х годов. Приходила такая идея и в голову председателю Совета Министров СССР Алексею Косыгину, но до реальных мероприятий по сбережению ресурсов дело так и не дошло. Первые шаги в этом направлении были сделаны в 2009 году, с принятием федерального закона ФЗ №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…». На конгрессе профессионалы подвели итог первых трех лет его функционирования.
Жажда инвестиций
Принятие ФЗ №261 «Об энергосбережении…» сделало повышение энергетической эффективности одним из основных приоритетов внутренней политики России. Причем финансовый кризис явился неким катализатором, наконец «раскачавшим» данное направление.
«Еще в 2008 году была поставлена задача снизить энергоемкость ВВП на 40% к 2020 году, — сообщил президент Национального объединения СРО в области энергетического обследования (НОЭ) Владимир Пехтин, — И речь идет не только о снижении энергопотребления в различных отраслях промышленности. Повышение энергоэффективности – это создание новых технологичных сфер бизнеса, модернизация промышленности, улучшение условий проживания граждан и производство новых высокотехнологичных товаров».
По мнению эксперта, большая часть данных направлений привлекательна для частных инвестиций. «В Минэкономразвития также рассчитывают привлечь в сферу энергосбережения именно частный капитал. Одним из инструментов привлечения частных инвестиций, на мой взгляд, должен стать рынок энергосервисных услуг», — сообщил Владимир Пехтин участникам конференции.
Однако, как отметил директор НП «Инженерные системы – проект» Роман Крумер, пока что проекты по развитию альтернативных источников энергии – одно из основных направлений программы – слишком дорогие и затратные, чтобы привлечь достаточно инвестиций. «Проекты по созданию «зеленых» источников энергии дорогие и окупаются они долго – в течение 10-15 лет. Поэтому для их реализации необходима государственная поддержка. Иначе никто не будет этим заниматься, — отметил специалист. — В госпрограмме энергосбережения заложены расходы на 9 трлн руб. Причем власти готовы выделить только 70 млрд руб., то есть, менее одного процента от необходимой суммы. И пока не очень понятно, откуда брать остальные 99% средств, какие частные инвесторы на это пойдут».
Тарифы для окупаемости
Учитывая масштаб проблемы, в Правительстве РФ сейчас ведется подготовительная работа: создается правовая база в области энергосбережения, реализуются пилотные проекты, организуется информационная поддержка проводимых мероприятий. Чиновники надеются, что это поможет привлечь в отрасль частный капитал.
Однако этих мер уже недостаточно. По словам президента НОЭ, для любого ресурсосбережения нужно объективное и адекватное повышение стоимости ресурса, в нашем случае — цены за киловатт. «Все мероприятия по энергосбережению дорогие, и для того, чтобы срок их окупаемости находился в пределах рыночных параметров – скажем, 5 лет – стоимость энергоресурсов должна быть соответствующей. Если энергоресурсы стоят одну копейку, то невозможно заниматься мероприятиями по энергосбережению. Это не бизнес и никакой инвестор не будет в этом заинтересован. Сегодня, когда уходит перекрестное субсидирование и появляется объективная стоимость электроэнергии, энергосбережение становится все более и более насущным вопросом», — подчеркнул Владимир Пехтин.
Одна из мер контроля над ценами – централизованно устанавливаемые тарифы естественных монополий на срок в три года и более. Одновременно на поставщика должно накладываться обязательство по надежности и качеству предоставляемых услуг. Это будет способствовать появлению у компаний-монополистов стимулов сокращать затраты, в том числе на энергоносители, и повышать эффективность использования ресурсов, считают эксперты.
Другое предложение участников конференции — сделать требование о повышении энергетической эффективности одним из существенных критериев при анализе инвестиционных программ естественных монополий.
Бесхозный учет
Еще одна тема, затронутая на конференции — оснащение страны приборами учета. Суть концепции такова: все юридические лица и госучреждения должны быть оснащены приборами учета энергетических ресурсов и не позднее, чем через месяц после их установки рассчитываться за потребленный ресурс на основании данных приборов учета. Собственники жилых домов и квартир в многоквартирных домах также должны иметь приборы учета как для дома в целом, так и для каждой квартиры.
Однако и здесь есть свои подводные камни. «Если процесс установки счетчиков учета света и воды идет хорошо, то с коммерческим учетом тепла процесс сегодня пробуксовывает, — отметил генеральный директор консорциума «Логика-Теплоэнергомонтаж» Павел Никитин. – Во-первых, счетчики тепла – гораздо более сложный и дорогой прибор, чем водомер или электромер. Во-вторых, встает вопрос – кто будет считать? На западе этим занимаются энергоснабжающие организации. Но у нас граждане им не очень верят, а те, в свою очередь, не доверяют потребителям (не секрет, что у нас есть умельцы, ловко меняющие показания счетчиков). В итоге, мы получили растущую дебиторскую задолженность за тепло, которая в масштабах страны уже составляет 45-100 млн руб. и перспектива ее взыскания весьма туманна».
Эксперт считает, что выходом из ситуации может стать появление третьей стороны – независимых операторов коммерческого учета. «Наиболее в этом заинтересованы производители приборов учета. Им в первую очередь важна точность показаний их приборов. Поэтому сейчас мы работаем над созданием такой отрасли независимых посредников, пишем стандарты деятельности, по которым, мы надеемся, будут работать монтажные и инженерные организации, устанавливающие и обслуживающие наши приборы», — заключил Никитин.
Однако для решения этой задачи необходимо сначала на федеральном уровне разработать механизм финансирования мероприятий по установке приборов учета, проведению энергетических обследований и заполнению энергетических паспортов.
Энергоаудит на старте
В то же время, проведение даже обязательных по ФЗ №261 энергетических обследований сейчас наталкивается на серьезные препятствия. «То, что прописано законом, на практике оказалось не всегда выполнимым. Например, требования ФЗ-261 по проведению обязательных энергетических обследований до конца 2012 года, скорее всего, не будут выполнены, так как за истекшие три года Минэнерго России приняло и зарегистрировало только порядка 2,5 тысячи из примерно 25 тысяч присланных энергетических паспортов. В то же время количество объектов, подлежащих таким обследованиям, превышает 1 миллион», — отметил директор филиала СРО НП «ЦОС «Сфера-А» Николай Сорокин.
Существует и проблема недостаточной квалификации и опыта энергоаудиторов, инструментального оснащения их деятельности. «Мы сталкиваемся также с недостаточным пониманием со стороны заказчиков (в основном, промышленных предприятий) важности этого направления. Поэтому государство должно использовать метод кнута и пряника, иначе подвижек в энергоаудите не будет», — считает президент НП «АВОК Северо-Запад» Александр Гримитлин.
В частности, за нарушение сроков проведения энергетического обследования (до конца текущего года) нарушители подвергнутся штрафу. Согласно ст.9.16 КоАП РФ, индивидуальные предприниматели должны будут заплатить штраф в размере от 10 до 15 тыс. рублей, а юридические лица — от 50 до 250 тыс. рублей. Размер штрафа зависит от вида деятельности компании и вида ее правонарушения.
Немало сложностей возникает и в связи с неотработанностью процедур представления энергетических паспортов в Минэнерго, формированием программ энергосбережения. Крайне неудовлетворительно, по мнению экспертов, ведется информационно — разъяснительная работа среди населения.
Поэтому, как отметил президент НОЭ Владимир Пехтин, перед участниками конгресса стоит еще много задач. Прежде всего, нужно разработать предложения по снижению энергопотребления в отечественной промышленности и ЖКХ до уровня мировых показателей.
Еще одна цель — активизировать применение современных энергосберегающих материалов в строительстве объектов различного назначения, создать и обеспечить сертификацию новых энергосберегающих материалов, обеспечить ответственность за качество результатов работ исполнителя и заказчика на протяжении всего жизненного цикла продукции и объектов в целом.
Кроме того, нужна государственная поддержка отечественных производителей энергосберегающих строительных материалов в регионах при реализации программ энергоэффективности в сфере строительства и ЖКХ.
Должны быть разработаны также механизмы по стимулированию перехода предприятий на производство энергоэффективных видов строительных материалов и использованию их в строительстве.
Решением этих задач строительное сообщество займется в ближайшие годы.
Ольга Мурашко
Обсудить на форуме