Главным проблемным вопросом саморегулирования в проектно-строительной деятельности является наличие так называемых «недобросовестных» СРО. О законодательных инициативах НОП, которые помогут бороться с этим явлением, СРОпорталу рассказал президент Объединения Михаил Посохин.
Различные меры противодействия саморегулируемым организациям, ведущим недобросовестную деятельность, обсуждались на уровне национальных объединений, а предложения выдвигались в рамках масштабных мероприятий отрасли с последующим предоставлением их в органы государственной федеральной власти.
Наиболее рациональный подход к данной проблеме был предложен Национальным объединением проектировщиков. Если разобраться в сути так называемых «недобросовестных» СРО, то они не ведут деятельности по взаимодействию с компаниями, входящими в их состав, не предоставляют сведения о компаниях в Ростехнадзор, не ведут учет своих членов. Поэтому в такие саморегулируемые организации вступают фирмы-однодневки. Эти компании демпингуют на торгах, получают заказы, а в итоге не выполняют их, потому что у них нет на это ни техники, ни специалистов. О какой безопасности и качестве в этом случае может идти речь?
Разорвать этот порочный круг, по мнению Национального объединения проектировщиков, следует именно через бизнес, то есть, собственно, через компании, входящие в СРО. Компания должна быть заинтересована в членстве в той или иной СРО, обращать внимание на ее репутационную составляющую и подход к работе.
Если брать для сопоставления ранее действующую систему регулирования строительного рынка – лицензирование, стоит отметить, что сведения о выданных лицензиях включались в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, что позволяло понимать законность функционирования компании на рынке.
Известно, что выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП прочно вошли в деловой оборот и сегодня продолжают оставаться одним из основных документов, подтверждающих правоспособность юридического лица и индивидуального предпринимателя. Предоставление выписки, в частности, требуется при следующих обстоятельствах: при участии в тендерных процедурах при закупке товаров (работ или услуг) для государственных или муниципальных нужд (Федеральный закон N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, при выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»); при заключении договоров и контрактов (Федеральный закон N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»); при подаче документов в общегражданский или арбитражный суд.
Оценив информацию, входящую сегодня в выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП, можно сделать следующие выводы: в настоящий момент выписки не содержат сведений о документах, дающих право заниматься деятельностью по строительству, проектированию, инженерным изысканиям (Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. N 190-ФЗ); по проведению энергоаудита (Федеральный закон от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») и пр. При этом участники этой деятельности, постоянно занимаясь профильной для себя предпринимательской деятельностью, должны подтверждать актуальность наличия у них специальных разрешений выписками из соответствующих реестров.
В такой ситуации изменений требует закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (№ 129-ФЗ). Разработанный Национальным объединением законопроект позволит устранить выявленный пробел и обязать профильные органы государственной власти вносить в ЕГРЮЛ и ЕГРИП сведения о допусках.
Принятие данных поправок позволит сделать информацию о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях более доступной. Если информация будет находиться в едином банке данных, это даст возможность дисциплинировать саморегулируемые организации в части оперативности предоставления информации в органы государственной власти, ответственные за ведение реестров саморегулируемых организаций. Сами организации будут заинтересованы в оперативной передаче сведений о себе и будут стимулировать работу саморегулирумой организации в этой части, что автоматически позволит повысить информационную открытость саморегулируемых организаций, а также минимизировать количество документов, необходимых юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для вступления в те или иные правоотношения.
Придание выпискам из ЕГРЮЛ и ЕГРИП большего правового статуса позволит органам государственной власти получить дополнительный эффективный инструмент контроля деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также деятельности саморегулируемых организаций, которые их объединяют.
При этом законопроект не направлен на ограничение полномочий или упразднение функций органов государственной власти, занимающихся ведением реестров СРО в различных областях, или функции самих саморегулируемых организаций по ведению реестров своих членов.
Особенно важным является тот факт, что реализация проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в части внесения в единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведений о допусках, выдаваемых саморегулируемыми организациями, не потребует выплат из федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
Обсудить на форуме