На сегодняшний день Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору приостановила внесение сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций для 75 СРО, объединяющих строителей, проектировщиков и изыскателей. Это значит, что в отношении данных СРО органом надзора были выявлены нарушения и теперь организации обязаны устранить замечания, указанные в полученных предписаниях.
Такие меры борьбы со СРО-нарушителями активно и масштабно Ростехнадзор начал применять с января 2013 года. В начале апреля численность СРО с выявленными нарушениями достигла рекордной отметки, увеличившись почти в два раза по сравнению с результатами за март.
По мнению генерального директора ИТ-СРО НП «МОООП «Ярд» Александра Любинского, приостановление Ростехнадзором внесения сведений в государственный реестр может негативно отразиться на репутации не только самой СРО, но и на бизнесе компаний, в нее входящих. «Конечно, приостановка внесения сведений вовсе не означает исключение СРО из реестра, ведь исключить СРО из реестра можно только по волеизъявлению самой СРО или по решению суда. Однако у заказчиков, проверяющих информацию о компаниях, участвующих в конкурсных процедурах, отметка на сайте регулятора о приостановлении внесения сведений в реестр СРО может вызвать негативную реакцию. Заказчики, просматривающие сайт, или более дотошные из них, делающие официальные запросы об интересующих их компаниях в Ростехнадзор, кроме вышеуказанного предупреждения, скорее всего, получат не актуальную информацию о компании (т.е. на дату предыдущего внесения изменений в реестр). В данной информации может не оказаться заявленных для конкурса работ, что, в свою очередь, может стать формальной причиной для отсеивания участников из объявленных конкурсов и аукционов», — считает эксперт
В результате, пострадавшим компаниям придется тратить время и силы для доказательства неправомерности такого решения, либо молча «выходить из игры». По мнению эксперта, Ростехнадзор, используя данный механизм, показывает, что у него есть реальные рычаги управления как у регулятора в данной области, а также что он не бездействует, а вносит свою лепту в борьбу с так называемыми «коммерческими» непрозрачными СРО.
Напомним, что согласно пункту 3 статьи 55.17 Градостроительного кодекса РФ саморегулируемая организация в день принятия соответствующего решения направляет в орган надзора (Ростехнадзор) сведения о выдаче членам саморегулируемой организации свидетельств о допуске к определенному виду работ или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, о внесении изменений в данное свидетельство, о приостановлении, о возобновлении, об отказе в возобновлении или о прекращении действия данных свидетельств.
В соответствии с частью 6 статьи 55.18 Градостроительного Кодекса РФ саморегулируемая организация обязана уведомить об изменении сведений, указанных в пунктах 1, 2 и 4 части 2 вышеуказанной статьи, орган надзора за саморегулируемыми организациями (Ростехнадзор) и одновременно представить соответствующие документы на бумажном и электронном носителях согласно части 14 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В случае выявления нарушений Ростехнадзор приостанавливает внесение сведений в госреестр и направляет СРО-нарушителям предписание с требованием устранить нарушения (часть 5 статьи 55.18).