Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству отказался поддержать законопроект «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации», передает «ФК-Новости».
«Саму идею развития ГЧП мы полностью поддерживаем. Однако в предложенной редакции законопроект нуждается в существенной доработке», — заявил депутат Игорь Игошин.
По словам эксперта, предложенный Правительством России вариант документа «откроет перед недобросовестными заказчиками огромный простор для злоупотреблений». Так, например, заранее договорившиеся заказчик и исполнитель смогут преподнести закупку как государственно-частное партнерство. «Для этого исполнителю достаточно будет внести часть необходимых для строительства средств, допустим, 1 рубль. С этого момента работа пойдет уже по законодательству о ГЧП. А все процедуры, обеспечивающие прозрачность при госзакупках, будут обойдены», — отметил Игорь Игошин.
Поэтому в ходе доработки законопроекта о ГЧП комитет Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству предлагает четко оговорить, когда может использоваться законодательство о ГЧП, а когда о госзакупках. Кроме того, по мнению экспертов, следует установить соразмерность взноса государства и частного партнера. «Иначе все торги у нас превратятся в «конкурсы ГЧП» с коррупционной составляющей. Данная проблема не решается декларированием конкурсности отбора участников ГЧП. Без четких правил проведения конкурс всегда приведет к отбору нужного исполнителя. Мы это уже проходили: будут, например, печатать объявления о конкурсах в газете какого-нибудь якутского поселка тиражом 10 экземпляров. И его «случайно прочтет» только тот, «кто нужно», — отметил депутат.
Он также напомнил, что в сфере госзакупок эта проблема решается существованием единого порядка проведения торгов, с размещением информации на одном сайте по общим правилам. По словам Игоря Игошина, подобные правила следует учесть и в сфере ГЧП.
«Еще одна возможная схема злоупотреблений, когда у заказчика уже есть здание, и он отдает его «частнику» на условии сделать там детсад. Так можно, в обход законодательства о приватизации, передать любое имущество. При этом никаких гарантий, что после перехода права собственности здание будет использоваться как дошкольное учреждение, законопроект не содержит. Наш комитет предлагает ряд решений этой проблемы. Наконец, законопроект о ГЧП не содержит норм, определяющих ответственность должностных лиц и юридических лиц (частного партнера) за совершенные нарушения. Поэтому мы настаиваем, что соответствующие механизмы и нормы должны быть туда включены», — резюмировал эксперт.