Президент НОПРИЗ Михаил Посохин провёл заседание Координационного совета по развитию проектно-строительной отрасли Ассоциации межрегионального социально-экономического взаимодействия «Центральный Федеральный Округ». На повестке дня стояли «Проекты повторного применения», сообщает пресс-служба НОПРИЗ.
В начале заседания Михаил Посохин поприветствовал участников Координационного совета, отметив, что данное мероприятие проходит в ответственный для страны момент. «Президентом Владимиром Владимировичем Путиным и Правительством РФ перед нами поставлены конкретные задачи, сформулированные в Антикризисной программе на 2015 год. В решении поставленных задач импортозамещения, повышения конкурентоспособности отечественных отраслей и национальной экономики в целом особая роль отводится строительной отрасли, а точнее градостроительному комплексному социально-экономическому развитию наших регионов при государственной поддержке в целях выполнения программ строительства жилья, объектов транспортного, инженерно-коммунального и социального назначения, — отметил Михаил Посохин. — Определяющими успех также являются мероприятия по улучшению инвестиционного климата для привлечения частных инвестиций. Основным направлением для экономического развития России в директивных документах правительства назван инновационный путь — путь новых технологий и совершенствования производственных комплексов, обеспечивающих высокий уровень индустриального развития. А это требует, прежде всего, согласованных действий и конструктивного диалога всех уровней власти с профессиональным и бизнес сообществом, а также рационального и бережливого использования не только финансовых и естественных природных ресурсов, но и богатого интеллектуального и научно-технического потенциала. И наш Координационный совет может внести весомый вклад в этом направлении».
Далее Михаил Посохин ознакомил членов Координационного совета со стоящими перед ним задачами. «На первом месте стоит задача взаимодействия нашего совета с органами государственной власти субъектов и администраций муниципальных образований ЦФО в направлении совершенствования нормативно-правовой базы, механизмов реализации федеральных, региональных и местных программ, проектов социально-экономического развития, инвестиционных проектов, документов территориального планирования. Здесь очень важно формирование совместно с Минстроем России нормативно-правового и методического обеспечения по всем видам градостроительной деятельности, в том числе предложений по внесению изменений в градостроительное и смежное с ним законодательство.
Второе — это совершенствование системы технического регулирования, типового проектирования, ценообразования в строительстве. Совместно с Минстроем России необходимо определить номенклатуру типовой проектной документации, критерии отбора проектов в государственный реестр, принципы формирования сметной нормативной базы с учетом возможности модификации проектной документации по установленным требованиям в условиях привязки к месту расположения объекта капитального строительства. Решение этой задачи на современном этапе не представляется возможным без внедрения BIM-технологий и систем проектного управления в широкую практику реализации объектов гражданского и промышленного строительства. Современные технологии планирования и реализации проектов капитального строительства требуют компьютерного моделирования и информационного сопровождения на всех этапах жизненного цикла объекта. Решение задачи ценообразования, качества строительной продукции во многом зависит от создания в кооперации с местными производителями и поставщиками строительных материалов замкнутых производственных систем, обеспечивающих промышленный строительный конвейер от инвестиционного замысла до реализации «под ключ» проектов комплексной застройки, реновации городских территорий, строительства в границах сельских поселений включая объекты ИЖС. Комплексное территориальное планирование и планировка территорий опережающего развития должны опираться на развитую базу индустриального домостроения с гибкой модификацией проектируемых объектов, с архитектурной выразительностью застраиваемых районов включая объекты социальной инфраструктуры, коммунального хозяйства и транспорта».
Третей приоритетной задачей деятельности Координационного совета было названо участие в подготовке предложений по совершенствованию системы конкурсных процедур в современных условиях антикризисного управления. «Нам важен опыт регионов, который необходимо использовать для формирования системы отношений “государственного заказчика” и “генерального исполнителя подрядных работ”, определение состава типовых договоров. Как показывает практика, до настоящего времени отсутствует система контроля и мониторинга исполнения договорных обязательств должного уровня», — отметил Михаил Посохин.
Четвертой задачей была поставлена совместная деятельность по устойчивому развитию строительной отрасли в регионах ЦФО, в том числе содействие созданию конкурентоспособных проектно-строительных холдингов, производств строительных материалов и изделий; формирование Реестра ЦФО производителей строительной продукции, материалов и изделий для целей обеспечения сбалансированного планирования строительных программ по всем видам ресурсов. «Здесь необходимо напомнить, что в адрес глав администраций для информационного наполнения данного Реестра было направлено от имени нашего Координационного совета предложение предоставить сведения об имеющихся мощностях строительных производств. Первый шаг мы сделали. Ждем вашего активного участия», — обратился председатель Координационного совета в адрес представителей регионов, расположенных в границах ЦФО.
Участие в формировании государственных информационных ресурсов в сфере градостроительной деятельности Михаил Посохин обозначил как пятую приоритетную задачу совета. «Это очень важное направление для снятия барьеров и повышения эффективности управления в региональных органах исполнительной власти и муниципальных администрациях, в том числе для перехода строительного комплекса ЦФО на предоставление государственных услуг в режиме электронного взаимодействия. Буквально в течение последних месяцев прошел ряд мероприятий, где рассматривались вопросы по тематике нашего заседания. Это IV Российский инвестиционно-строительный форум под эгидой Минстроя России, VI Форум регионов России в Общественной палате, Строительный конгресс «Применение BIM-технологий… Новая антикризисная стратегия», а также круглые столы, которые состоялись в преддверии II Всероссийского съезда НОПРИЗ, — отметил он. — Рекомендуем ознакомиться с опытом использования передовых технологий цифрового информационного моделирования, в том числе для разработки и экспертизы проектной документации, опытом применения типовой проектной документации при строительстве объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения Москвы, Московской области, Калуги и других регионов (часть материалов представлена на официальном сайте Ассоциации в разделе нашего Совета)».
Михаил Посохин подчеркнул, что в текущей экономической ситуации требуются мероприятия, направленные на снижение стоимости строительства без потери качества строительных работ, на создание эффективной в эксплуатации недвижимости, на формирование безопасной и комфортной среды жизнедеятельности для наших граждан. При этом, по его словам, необходимы соответствующие стимулы со стороны государства для применения современных технологий и материалов, создания инновационных производств. «Необходимо совместными усилиями преодолеть отрицательные факторы, препятствующие развитию инновационной деятельности российских предприятий, среди которых не последнее место занимают законодательные ограничения (налоговые, амортизационные, патентно-лицензионные и т. д.), дефицит средств, за счет которых должно осуществляться финансирование инновационных проектов, низкий уровень материальной и научно-технической базы, отсутствие резервов, доминирование требований текущего производства, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, ориентация на сложившиеся рынки, на краткосрочные финансовые результаты. Если учесть, что по статистике на каждого строителя приходится 45 смежников, то очевидна значимость и роль нашей строительной отрасли, архитектурно-проектного цеха, обеспечивающих стабильное конкурентное развитие регионов», — отметил докладчик.
По его словам, предложенная тема — развитие системы типового проектирования, является одной из актуальных. «Уже сегодня в отношении применения типовой проектной документации предлагаются изменения в Градостроительный кодекс, в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (знаменитое 87-е постановление). Наиболее эффективными направлениями использования проектов повторного применения указываются такие государственные программы, как «Жилье для российской семьи», «Развитие физической культуры и спорта», «Развитие образования», «Развитие здравоохранения», «Модернизация и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры» и др. В свете изложенного прошу активной позиции всех участников заседания. Мы открыты для диалога и совместной выработки эффективных решений».
Тему типового проектирования в своём выступлении продолжил Юрий Рейльян. Он рассказал о задачах и перспективах формирования системы типового проектирования в строительстве и призвал направлять в адрес Минстроя реализованные типовые проекты, которые могли бы быть внесены в реестр. «Мы будем принимать только реализованные проекты, которые доказали свою эффективность», — отметил замминистра. — За четыре месяца мы сформировали реестр из 99-ти проектов. За это время нам удалось убедить министерства социального блока в том, что это также входит в их задачи. От субъектов Российской Федерации поступило мало информации по типовым проектам».
О концепции развития системы типового проектирования, первоочередных мероприятиях по выполнению плана формирования системы типового проектирования в сфере строительства рассказал Сергей Головин. В частности, он перечислил основные документы, регламентирующие вопросы использования проектной документации, рассказал об алгоритме принятия заказчиком решения о выборе вида проекта, о структуре федерального Реестра типовой проектной документации и основных проблемах использования проектной документации, включенной в федеральный Реестр типовой проектной документации.
По итогам мероприятия члены совета приняли следующее решение:
1. Рекомендовать субъектам ЦФО РФ активизировать работу по отбору и направлению типовой проектной документации, в том числе проектной документации повторного применения, в Минстрой России для рассмотрения на заседании Нормативно-технического совета и дальнейшего внесения соответствующей информации в реестр типовой проектной документации.
2. При формировании программ в сфере проектирования и строительства с привлечением финансирования из региональных и муниципальных бюджетов рекомендовать органам исполнительной власти и администрациям муниципальных образований использовать проектную документацию, информация о которой внесена в реестр типовой проектной документации.
3. Призвать субъекты РФ принимать более активное участие в подготовке и обсуждении нормативных правовых актов, разрабатываемых Минстроем России для развития системы типового проектирования.
4. Рекомендовать субъектам РФ использовать потенциал технологической платформы «Строительство и архитектура» для разработки и экспертизы региональных проектов, в т. ч. направленных на развитие информационно-коммуникационной среды взаимодействия участников проектно-строительной отрасли.
5. Рекомендовать субъектам РФ ознакомиться с опытом применения типовой проектной документации, использования передовых технологий цифрового информационного моделирования для разработки проектной документации при строительстве объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения Москвы, Московской области и других регионов (материалы представлены на официальном сайте Ассоциации межрегионального социально-экономического взаимодействия «Центральный Федеральный Округ» http: //association-cfo.ru/).
6. Предложить субъектам РФ направлять в Координационный совет предложения для проработки и публичного обсуждения проблемных вопросов, возникающих при формировании и реализации программ в сфере проектирования и строительства с использованием типовой проектной документации.
7. Озадачить субъекты РФ представлением в Минстрой России данных о планируемых объемах капитального вложения на ближайшие три года с разбивкой по годам, по видам объектов.