Государственная программа «Жильё для российской семьи» не может быть выполнена в заявленные сроки, а объём финансирования жилищного строительства в России может снизиться на 1,2 триллиона рублей. Такие заявления прозвучали сегодня в Совете Федерации на заседании Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса, которое состоялось под председательством вице-спикера СФ Галины Кареловой.
Как сообщает пресс-служба СФ, участники заседания обсудили вопросы строительства жилья экономического класса в субъектах РФ, механизмы снижения его себестоимости и проблемы обеспечения подключения к объектам инженерно-технической инфраструктуры. Также было рассмотрено состояние рынка ипотечного жилищного кредитования и перспективы его развития.
Галина Карелова напомнила, что программа создана в целях поддержки многодетных и молодых семей, работников градообразующих предприятий, инженерах, учёных и других категорий граждан, которые смогут приобрести жилье по льготным ценам. Она отметила, что в 68 регионов уже приступили к ее выполнению. В числе наиболее активных регионов вице-спикер назвала Краснодарский край, Республику Татарстан, Пермский край, Тульскую область. Вместе с тем, Галина Карелова отметила, что сложная экономическая ситуация не могла не сказаться на выполнении программы. В качестве основных факторов, которые тормозят ее ход, она назвала сокращение спроса на жилье, вызванное снижением доходов граждан, уменьшение объемов ипотечного кредитования.
«Около 28 тыс. кв. м жилья эконом-класса введено в рамках программы с начала 2015 года в пяти субъектах РФ: это Владимирская, Вологодская, Курская, Пензенская области и Чувашия», — констатировала Галина Карелова, напомнив, что объем введенного жилья эконом-класса в 2015 году должен составить 5 млн кв. м. «Таким образом, сдано в эксплуатацию менее 1% от запланированного объема жилья», — подчеркнула вице-спикер СФ, отметив, что крайне медленно в рамках программы строится инфраструктура и формируются списки участников.
По мнению вице-спикера СФ, необходимо выработать предложения, которые помогут сохранить доступные цены на жилье и ускорить темпы его строительства. Она напомнила, что закон о государственно-частном партнерстве предоставил большой набор дополнительных возможностей для взаимодействия застройщиков и органов власти. По словам парламентария, важно также учитывать специфику регионов и в зависимости от нее использовать дополнительные стимулы для застройщиков. «Россия – большая страна, — сказала Галина Карелова, — поэтому подходы к развитию жилищного строительства должны основываться на современной системе стратегического планирования».
Так, в европейской части страны, прежде всего, необходимо стимулирование строительства в средних и малых городах, сельских территориях. В Сибири и на Дальнем Востоке, где формируются новые точки экономического роста и развития агломераций, важно концентрировать ресурсы и создавать условия для заселения гражданами приграничных территорий, имеющих стратегическое значение и характеризующихся сокращением численности населения. Всё это должно найти свое отражение в программе «Жильё для российской семьи», а также в Стратегии пространственного развития, которая готовится Правительством России.
Заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Олег Бетин проинформировал, что Минстроем РФ практически сформировала правовая база для выполнения программы. Он сообщил о прогнозах по введению в строй нового жилого фонда, о ситуации на рынке ипотечного кредитования, а также о работе единого института развития в жилищной сфере. Работа единого института будет направлена на развитие ипотечного жилищного кредитования и жилищного строительства, повышение инвестиционной привлекательности жилищной сферы, развитие рынка ипотечных бумаг и иных финансовых инструментов. «Мы настроены на выполнение поставленных задач», — пообещал замминистра, несмотря на то что, по его же словам, объем банковского финансирования жилищного строительства за семь месяцев текущего года сократился на 40%, и «при сохранении такой тенденции снижение объемов финансирования строительства жилья по году может достигнуть 1,2 трлн рублей, а реальный дефицит с учетом снижения объемов ввода составит 850 млрд рублей».
Генеральный директор Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) Александр Плутник сообщил, что кредитование средствами АИЖК позволит субъектам в следующем году построить пять-шесть миллионов квадратных метров жилья. Правда, тут же оговорился – «если наше финансирование в ближайшее время дойдёт до застройщиков».
По словам Александра Плутника, АИЖК имеет от ВЭБа кредитную линию в 40 миллиардов рублей и ежегодно платит за её пользование 6,5%. Агентство заключило соглашение со Сбербанком: АИЖК кредитует Сбербанк по ставке 7%, а тот в свою очередь предоставляет кредиты застройщикам по ставкам до 12,5%. Предполагается, что Сбербанк выдаст льготных целевых кредитов примерно на 26 миллиардов рублей. Кроме того, добавил Плутник, порядка 12 миллиардов рублей будет предоставлено банкам группы «ВТБ», 1 миллиард – «Газпромбанку», и 1 миллиард рублей уже выделен группе «БИН», которая уже выдала кредиты застройщикам.
Аудитор Счетной палаты Юрий Росляк отметил недостаточную проработку отдельных элементов и инструментов государственной программы строительства жилья. «Подпрограмма «Жилье для российской семьи» — это просто набор мероприятий, она не формализована и, по нашей оценке, имеет тенденцию к неисполнению», — сказал он.
Юрий Росляк обратил внимание на падение спроса на жилье в текущих условиях. «АИЖК – как раз тот инструмент, которому государство предоставляет дополнительные средства для обеспечения дотирования определенных категорий граждан при приобретении ипотечного кредита. Потребительский спрос как минимум у этой категории нужно поддержать через целевые решения, которые должны быть приняты на уровне АИЖК. Но эти расходы сегодня в бюджете не предусмотрены».
По словам Юрия Росляка, программа не может быть реализована в сроки без принятия дополнительных мер по конкретизации действий, которые надо предпринимать в текущей ситуации. В частности, следует расширить круг лиц, которые могут воспользоваться программой, за счет ряда льготных категорий, имеющих право на государственную поддержку.
Член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Сергей Лукин отметил, что нужно более активно продвигать программу через СМИ, потому что у населения недостаточно информации. «В условиях снижения покупательской способности населения у многих застройщиков наблюдается сокращение темпов строительства. Необходимо принять меры, в частности, требуется серьезная и реальная поддержка застройщиков, чтобы программа была реализована».
По итогам заседания были приняты рекомендации, адресованные федеральным и региональным органам исполнительной власти. В частности, предложено увеличить сроки реализации программы, усовершенствовать критерии отбора земельных участков, привлечь к участию в программе ресурсоснабжающие организации и ввести дополнительные механизмы поддержки застройщика.