Жертвы массовых исключений из состава СРО пытаются восстановить своё членство в организациях в судебном порядке. Эксперты Общественного совета по развитию саморегулирования обнаружили десятки судебных процессов, связанных с подобными исками.
Впрочем, как говорят в Общественном совете, процесс пока ещё не стал массовым, — несмотря на исключение по 100 и более членов СРО за один протокол, в суды обратилась лишь малая часть исключённых компаний. К примеру, в Москве, где зарегистрировано 97 саморегулируемых организаций, претензии предъявлены лишь к семи, — в судебные инстанции столицы обратились 26 исключённых членов СРО. Все они жалуются на неправомерное исключение и требуют восстановления в составе СРО решением суда.
Чаще всех отвечать в суде придётся НП СРО строителей особо опасных и технически сложных объектов «Спецстройнадзор» и Ассоциации «МООР – Единый межрегиональный строительный центр», — им предъявлено по десятку исков каждой.
Эксперты ОСРС уверены, что в случае победы в суде, строители всё равно не останутся в этих СРО и постараются перейти в другие. «Их истинная цель, скорее всего, заключается в получении взносов в компфонд, на которые строители не могут рассчитывать в случае решения об исключении из СРО по любой дисциплинарной причине», — предполагают в Общественном совете и тут же спешат расстроить такие планы: судебные тяжбы, как правило, длятся месяцами, а сохранить своё право на взнос в компфонд при переходе в региональную СРО организация может лишь в том случае, если до 1 декабря она уведомит свою прежнюю СРО о своём намерении добровольно прекратить своё в ней членство с последующим переходом в другую СРО. Одним словом, никто из исключённых членов СРО к 1 декабря справиться с этой задачей попросту не успеет, и их взносы в компфонд в любом случае останутся в прежних СРО.
Впрочем, репутация компании, исключённой из СРО по причине дисциплинарных нарушений (а именно по таким причинам СРО массово исключали строителей из своих рядов), — дело тоже малоприятное и маловыгодное. Восстановление членства в данном случае означает восстановление репутации. А раз деньги и так уже безвозвратно потеряны, так «с паршивой овцы», как говорится, «хоть шерсти клок». Но это в Общественном совете как-то пропустили…