На минувшей неделе вступил в силу приказ Минстроя России, утверждающий требования энергетической эффективности объектов капстроительства. Документ предусматривает поэтапное уменьшение расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию для вновь строящихся зданий, включая многоквартирные дома: с 1 июля 2018 года данный показатель должен будет снизиться на 20%, с 1 января 2023 года — на 40%, с 1 января 2028 года — на 50%.
«Исполнить данные показатели будет проблематично, — считает директор Института инженерно-экологического строительства и механизации ФГБОУ ВО НИУ «МГСУ», к.т.н. Кирилл Лушин. — Дело в том, то мы уже не первый год идем по пути повышения ЭЭ: этот процесс, худо-бедно, стартовал в нашей стране в середине 90-х годов прошлого века. За эти десятилетия сознательные, ответственные и технически «подкованные» предприятия и организации уже многое сделали для повышения энергоэффективности. В силу этого потенциал повышения ЭЭ у современного объекта, соответствующего хотя бы минимальным требованиям по теплозащите, оснащенности инженерных систем устройствами учета, контроля и утилизации тепла, — на самом деле невысокий, поскольку он уже существенно «выбран».
Например, практически отсутствует потенциал повышения теплозащиты стен: они уже настолько теплые, что в настоящее время теплопотери через них составляют какие-то жалкие проценты от общего энергопотребления здания. Другое дело — окна, их утеплять сложнее. Но, опять же, когда мы начинаем делать их более энергоэффективными — толстыми, многослойными, со всевозможными наполнителями, — мы уменьшаем их светопроницаемость. Чтобы обеспечить необходимую инсоляцию, мы вынуждены увеличивать площадь окон, а вместе с нею — площадь поверхности, которая теряет тепло. То есть и здесь все уже «выбрано» по максимуму».
По мнению эксперта, повысить энергоэффективность объектов можно за счёт импорта оборудования и технологий (утилизации теплоты вытяжного воздуха, использования теплонасосных установок и пр.), но это во вред отечественной экономике. «Пусть здание будет проще, пусть в нем будут отсутствовать какие-то системы, но оно, по крайней мере, не будет зависеть от иностранных комплектующих и оборудования, приобретенных с бешеной переплатой в силу невыгодного валютного курса».
«Я надеюсь, этот приказ не в камне высечен, и министерство будет корректировать требования, в том числе показатели. Кроме того, меня всегда настораживали в документах круглые цифры. В самом деле, почему повысить ЭЭ к 2028 году требуется именно на 50%, а не на 49,2%, например, или на 51,3%? Никакого обоснования такой круглой цифры нет. Она просто взята с потолка в силу своей «красивости»: 50% — хорошо звучит с трибуны и впечатляет и вербально, и визуально, — считает Кирилл Лушин. — Да, у нас есть потенциал повышения ЭЭ, но он оценивается не десятками «круглых» процентов. Там, где люди уже поработали в данной сфере, придется бороться буквально за доли процента. Поэтому, думается, регулятору в лице Минстроя надо поработать с теоретическим обоснованием принятого решения и все-таки скорректировать его под реальные значения — достижимые и целесообразные. Иначе мы помучаемся с этим документом какое-то время и в итоге его не исполним».