Негосударственная экспертиза в России испытывает огромные трудности, включая неприкрытое давление со стороны региональных органов власти. Фактически происходит «тихая ликвидация» данного института, считает директор департамента нормативно-методического обеспечения Ассоциации экспертных организаций в строительстве Алексей Матвеев.
«Несмотря на декларирование президентом и правительством курса на либерализацию экономических отношений и снижение роли государства в экономике, а также заявления Минстроя России о каких-либо позитивных перспективах института негосударственной экспертизы фактически происходит его ликвидация», — цитирует Матвеева портал ЕРЗ.
Одним из способов подавления негосударственной экспертизы специалист назвал злоупотребления в регионах. «До сих пор не дана оценка со стороны регулятора противозаконным действиям органов власти субъектов РФ в отказе принимать заключения негосударственной экспертизы объектов, предполагаемых к размещению в зонах с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ), для которых правительством не установлены требования к зданиям и сооружениям исходя из оценки взаимного влияния. И при этом у Минстроя России возникает вопрос: почему негосударственные экспертизы не работают? Да потому что на местах им этого не дают делать, принудительно направляя застройщиков в госэкспертизы под угрозой отказа в оказании государственных услуг», — считает специалист Ассоциации экспертных организаций в строительстве.
Также, по его словам, при введении института саморегулирования для организаций негосударственной экспертизы предполагается ввести чрезмерно жесткие нормативы. «Планируемые требования к экспертным организациям для членства в СРО нецелесообразно завышены. Например, наличие по основному месту работы экспертов по ГО и ЧС, а также экспертов по ценообразованию и сметному нормированию. И это при том, что проектная документация, содержащая данный раздел, подлежит негосударственной экспертизе в единичных случаях, а проверка достоверности определения сметной стоимости строительства вообще не входит в полномочия негосударственной экспертизы», — пояснил Алексей Матвеев.
«Более честным со стороны власти было бы открыто сказать, что Минстрой России не смог осуществить регулирование негосударственной экспертизы. И институт негосударственной экспертизы ликвидируется с такого-то числа такого года. Если же это не так, то решить накопившиеся проблемы возможно только исключением конкуренции между хозяйствующими субъектами, аккредитованными на право проведения экспертизы, и органами власти субъектов РФ и подведомственными им учреждениями, уполномоченными на проведение государственной экспертизы. А еще — путем установления Минстроем России единых стандартов экспертной деятельности, подготавливаемых ФАУ «Главгосэкспертиза России» для всех организаций экспертизы, как государственных экспертиз субъектов РФ, так и организаций негосударственной экспертизы», — резюмировал Алексей Матвеев.