Аудиторы Счётной палаты РФ подвергли критике подход Минстроя России к формированию и исполнению государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан РФ». По их мнению, министерство не скорректировало её показатели с учётом других государственных стратегических документов и плохо справляется с планированием финансирования программы.
Данные замечания содержатся в заключении Счетной палаты на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов». В документе представлен анализ реализации всех госпрограмм, в том числе и названной выше ГП-5 со сроком реализации 2018 – 2025 гг.
Во-первых, отмечается в заключении, в паспорте ГП-5 отсутствуют важные целевые показатели, которые присутствуют в Указе Президента РФ №204 и Стратегии развития ЖКХ РФ на период до 2020 года, — по ежегодному улучшению жилищных условий 5 млн семей, росту производительности труда и повышению качества жизни россиян через рост качества и надёжности ЖКУ.
Во-вторых, показатель по вводу жилья в ГП-5 существенно отличается от того, что содержится в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р и вышеупомянутым Указом Президента России №204). Так, к примеру, на 2020 год документ устанавливает годовой объём ввода в 140 — 150 млн кв. м, а в ГП-5 на 31% меньше — только 98 млн кв. м.
Называют в Счётной палате и главные риски для достижения показателей годового объема ввода жилья: низкий покупательский спрос, перевод отрасли на проектное финансирование и неготовность к этому банковской сферы, низкий объём финансирования объектов коммунальной, социальной и транспортной инфраструктуры и снижение объемов строительства, обеспеченного земельными ресурсами и исходно-разрешительной документацией.
В-третьих, в ГП-5 отсутствуют «цели, задачи и мероприятия», направленные на комплексное освоение территорий и развитие застроенных территорий в целях жилищного строительства на основе утвержденной градостроительной документации.
В-четвёртых, в регионах по-прежнему имеются крупные долгострои (не только жилищные), а у Минстроя отсутствуют план и график их завершения вместе с источниками финансирования. В регионах даже не провели инвентаризацию таких объектов и не сформировали соответствующий перечень, отмечается в заключении Счётной палаты.
По данным СП, фактические расходы за 2018 год по ГП-5 за счет средств консолидированных бюджетов субъектов РФ составили 50 394,3 млн. рублей, или 239,7 % плановых назначений, за счёт юрлиц – 19 144,0 млн. рублей, или 173,8 %. Это, по мнению аудиторов, свидетельствует о недостаточном качестве планирования источников финансового обеспечения программы.
Что же касается планов на будущее, то, сохранив в программе пять целевых показателей, Минстрой планирует уменьшить бюджетные ассигнования на 2020 год, а затем увеличить их в 2021 (на 13,1%) и в 2022 гг. (на 38,7% по сравнению с 2021 годом). «По экспертной оценке, существуют риски недостижения показателей (индикаторов) госпрограммы», — предупреждают в Счётной палате.