Правительство наконец-то одобрило Стратегию развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года с прогнозом до 2035-го. По поручению президента документ должен быть утверждён к 15 ноября, а в минувшую среду он был представлен на заседании кабмина.
Презентовал стратегию правительству профильный вице-премьер Марат Хуснуллин. Он отметил, что в сфере строительства это первый стратегический документ такого масштаба: стратегия представляет собой комплекс мер, которые охватывают все виды строительства, включая жилищное, транспортное, инфраструктурное и промышленное. Задача стратегии – взаимно увязать все планы страны по строительству, обеспечив опережающее инфраструктурное развитие и создание комфортных условий проживания и жизнедеятельности.
Стратегия предусматривает два сценария развития: базовый и рисковый. Рисков сегодня более чем достаточно, но в правительстве ориентируются всё же на базовый сценарий. В нём семь основных направлений:
- Новая градостроительная политика, ориентированная на сбалансированное инфраструктурное развитие регионов с гибким управлением и в соответствии со стратегией пространственного развития страны;
- Новые жилищные возможности, обеспечивающие доступность жилья для населения за счёт вовлечения в оборот новых земель, интенсивного жилищного строительства и развития рынка ипотеки; здесь же – программы расселения аварийного и ветхого жилья, формирования комфортной городской среды и новые подходы к капремонту многоквартирных домов;
- Развитие ЖКХ с комплексной программой модернизации коммунальной инфраструктуры;
- Новый ритм строительства с сокращением обязательных требований и инвестиционно-строительного цикла, но повышением качества профобразования и престижа профессии;
- Цифровая трансформация отрасли, цель которой – создание единой цифровой среды и удобных сервисов для граждан, бизнеса и государства, – разумеется, на базе отечественного ПО;
- Промышленное строительство, где особое место занимает развитие промышленности стройматериалов и технологий с формированием заказа на промышленную продукцию; здесь задача – обеспечить стройотрасль необходимыми ресурсами и не допускать неконтролируемого роста их стоимости;
- Строительство транспортной инфраструктуры во взаимоувязке с Транспортной стратегией; соответствующая программа на пятилетку принята и уже реализуется, её суммарный объём — 13 трлн рублей.
В целях увеличения объёмов строительства объектов современной инфраструктуры и обеспечения долгосрочной адресной программы подготовлена пятилетняя программа по строительству с объёмом финансирования 4,7 трлн рублей. Её основные задачи — увеличение объёма ввода объектов капстроительства и сокращение количества «недостроев».
Общая стоимость реализации стратегии до 2030 года ориентировочно составляет 150 трлн рублей, основная часть из которых – внебюджетные источники, при этом за тот же период бюджет получит более 30 трлн рублей налогов и иных поступлений, отметил вице-премьер, выразив благодарность всем сопричастным к составлению проекта документа.
Глава правительства проект оценил. «Всё это позволит снизить нагрузку на бизнес, упростить взаимодействие компаний с органами власти и в целом повысить эффективность строительства жилых домов, транспортной, социальной инфраструктуры, поможет загружать мощности смежников, привлекать инвестиции, создавать высокотехнологичные и конкурентоспособные производства, а самое главное – это новые рабочие места в регионах нашей страны», – отметил Михаил Мишустин.
Стратегия, по его словам, получилась «амбициозная и долгосрочная», позволяющая расширить горизонт планирования для такой важной отрасли, как строительство. Премьер-министр предложил правительству утвердить стратегию, а Марату Хуснуллину – взять её реализацию на контроль.