В Совете Федерации прошёл круглый стол, посвящённый реализации в субъектах РФ механизма комплексного развития территорий. Соответствующий закон «под эгидой обновления ветхой жилой застройки и обеспечения нового качества городской среды» был принят в России два года назад, и сенаторы хотели бы видеть результат его применения.
По словам инициатора мероприятия, председателя Комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрея Шевченко, градостроительный потенциал территорий, на которых возможна реализация проектов комплексного развития, превышает 155 млн кв. м, — вовлечение их в оборот ускорит экономическое развитие регионов и даст возможность стройотрасли достигнуть целевых показателей по ежегодному вводу жилья в 120 млн кв. м. На текущий момент в регионах приняты все необходимые документы для практической реализации проектов КРТ, однако с полноценным запуском нового механизма пока что проблемы.
В их числе – отсутствие механизмов поддержки застройщиков в вопросе расселения ветхих многоквартирных домов, высокие предпринимательские риски в связи с возможностью исключения МКД из проекта КРТ после заключения застройщиком договора, трудности с реализацией проектов на приаэродромных территориях и отсутствие возможности комплексного развития территорий, полностью занятых ветхими объектами ИЖС.
Проблемный список дополнил президент НОСТРОЙ Антон Глушков: территории с ветхой жилой застройкой не интересны и рискованы для бизнеса, доступных целевых кредитов под реализацию проектов КРТ нет, зато у органов власти есть право расторгнуть с застройщиком договор в одностороннем порядке.
В НОСТРОЙ предлагают снять часть проблем рядом законодательных мер: принять документ о защите и поощрении капиталовложений до момента получения застройщиком разрешения на строительство, закрепить условие для расторжения договора исключительно в судебном порядке, установить возможность залога прав на земельный участок и привлечь к финансированию проектов КРТ инфраструктурные бюджетные облигации, средства Фонда содействия реформированию ЖКХ и региональных фондов капитального ремонта.
«Всё это позволит снизить нагрузку на бизнес и ускорить процесс выбора территории по включению в КРТ», – отметил Антон Глушков, добавив в завершение своей речи, что приоритетным вопросом, требующим законодательного решения, он считает возможность применения механизма КРТ на территориях, полностью занятых ветхими объектами ИЖС.
По словам Андрея Шевченко, объекты ИЖС требуют дополнительного внимания, потому как их изъятие у владельцев может породить негатив у населения. Сенатор предложил Минстрою разработать на федеральном уровне критерии, по которым региональные власти будут оценивать уровень износа частных домов с тем, чтобы иметь возможность изымать их в целях комплексного развития территорий.
«Также полагаю необходимым установить меры государственной поддержки застройщикам, которые в рамках реализации проектов КРТ расселяют ветхий жилой фонд», — отметил сенатор.