Техзаказчик бюджетных объектов капитального строительства должен состоять в СРО, соответствовать функциональному стандарту и регулярно повышать квалификацию своих специалистов. К такому выводу пришли участники круглого стола, посвящённого правовому регулированию госзакупок в строительстве, который в рамках Российской строительной недели провели представители Национального объединения строителей.
Проблему отсутствия должной квалификации у технических заказчиков бюджетной сферы подняла на заседании Ольга Дидковская — профессор, завкафедрой СИТЕЗиС АСА СамГТУ и член Комитета НОСТРОЙ по развитию строительной отрасли и контрактной системе. По её словам, техзаказчик – ключевое звено в реализации государственных и муниципальных контрактов, в зоне его ответственности находятся подготовка сметной документации и формирование техзадания на проектирование и строительство объекта. Если эта документация будет низкого качества, подрядчик не сможет по ней построить качественный объект. Также именно техзаказчик должен обеспечить внесение изменений в проектную документацию и повторное согласование изменений в органах экспертизы, а не перекладывать эти функции на подрядчика, особенно при пересчете цены контракта из-за роста стоимости стройматериалов.
Сегодня качество техзаданий, а также передаваемой строителям технической и проектной документации по бюджетным объектам «оставляет желать лучшего», и это негативно влияет на сроки, цену и качество выполняемых работ, отметила Ольга Дидковская. Оценить квалификацию бюджетного техзаказчика в принципе невозможно, — Градкодекс не обязывает его быть членом СРО, тогда как коммерческий техзаказчик должен состоять в саморегулируемой организации, где за ним осуществляется соответствующий контроль.
Чтобы как-то решить проблему, Дидковская предложила НОСТРОЙ разработать Стандарт организации по выполнению функции технического заказчика в сфере градостроительной деятельности и Стандарт организации по выполнению работ по расчету обоснования НМЦК, совместно с вузами подготовить программу дополнительного профессионального образования для приобретения соответствующей квалификации (компетенции) с учётом перспектив применения ТИМ.
Участники мероприятия инициативы Дидковской поддержали и развили: заместитель руководителя аппарата НОСТРОЙ и председателя Комитета по развитию стройотрасли и контрактной системы Павел Малахов предложил изучить возможность изменения законодательства в отношении членства бюджетного заказчика в СРО. Теперь данной темой займётся Экспертный совет НОСТРОЙ по совершенствованию отраслевого законодательства.