Почти два десятка дел, сформированных по представлениям Главгосэкспертизы России, находится в Комиссии НОПРИЗ по рассмотрению заявлений об исключении сведений о физлицах из Национального реестра специалистов. Недавно комиссия рассмотрела три таких заявления и предложила Совету НОПРИЗ исключить из НРС одного специалиста. Какими соображениями руководствуется комиссия, принимая свои решения, в комментарии АНСБ рассказал её председатель, вице-президент НОПРИЗ Николай Капинус.
По словам Николая Капинуса, к претенденту «на вылет» из НРС по представленной на экспертизу проектной документации у Главгосэкспертизы очень большие претензии: 258 замечаний, занявших почти половину всего экспертного заключения. «Это что же за работа такая и что же за такой специалист?!» — вопрошает председатель комиссии, отмечая, что ни на сроки выполнения проекта, ни на факт повторного захода на экспертизу комиссия внимания не обращала. «Мы смотрим только замечания экспертов на проект, которые попадают под статью Градкодекса 55.5-1. Там три пункта всего описывают обязанности ГИПа, но эти обязанности он в данном случае не выполняет».
На нарушении сроков исполнения проектов комиссия не акцентирует своё внимание, хотя понимает, что с точки зрения государственных интересов это существенное нарушение. «Потому что госзаказчик по результатам торгов заключает, например, договор со сроком исполнения проекта через год, а проектировщик три года с проектом тянет. При этом средства от государства получены, а работа не сделана. Как государство должно реагировать?» И как должна реагировать комиссия на слова проектировщика: да что такого? мы уже заканчиваем!?
«Конечно, мы очень тщательно подходим к каждому делу, потому что решается судьба конкретного человека, а также проектной организации. Если у нее в нацреестре состоит всего два специалиста, а мы одного исключаем, то у компании возникает проблема с продолжением своей деятельности. Но, с другой стороны, мы должны показать, может ли саморегулирование самоочищаться от бездельников и бракоделов. Если может, значит, оно состоялось, значит, мы можем сами регулировать требования к профессиональному сообществу. Государство делегировало нам эти полномочия. Раньше мы никаких принципиальных решений принимать не могли, сейчас у нацобъединения такие полномочия появились».
В настоящее время рассмотрения комиссии уже ожидают 17 дел, сформированных по заявлениям Главгосэкспертизы. Их будут рассматривать в присутствии всех заинтересованных сторон, включая представителей СРО и координаторов по федеральным округам. «Мы стараемся очень внимательно рассматривать каждое дело, потому что понимаем свою ответственность. Если мы видим, что нарушения не настолько грубые, чтобы ставить вопрос об исключении проектировщика из НРС, мы предупреждаем его о том, что он находится в зоне повышенного внимания НОПРИЗ».
На сегодняшний день по представлению комиссии из нацреестра был исключён только один специалист, и, по словам Николая Капинуса, это вызвало большой резонанс. «Но без такой процедуры невозможно встряхнуть профсообщество, потому что случаев некачественного проектирования очень много», — отметил председатель комиссии. И несмотря на недовольство проектировщиков работа в этом направлении будет продолжена.