Депутат Мосгордумы, бывший зампредседателя Комитета Госдумы по жилищной политике Елена Николаева отличилась неоднозначным заявлением на заседании общественного совета Центра общественных процедур «Защита бизнеса» (заседание состоялось 2 июля). По её словам, ни Жилищный, ни Гражданский, ни даже Градостроительный кодексы РФ никуда не годятся, потому как писались под диктовку американских спецслужб.
«Мы знаем, как создавались Градостроительный, Жилищный и Гражданский кодексы Российской Федерации, — в том созыве я была депутатом Государственной Думы. И предела моему возмущению, другого слова я не могу подобрать, трудно представить, поскольку де-факто и Градостроительный кодекс, и Гражданский, и Жилищный, были написаны институтами, которые финансировались напрямую либо из USAID, либо из Госдепа США. Я настаиваю на этом. Потому что в конечном итоге я дошла до авторов, я с ними общалась и знаю, какие туда были заложены «мины», — цитирует Николаеву Агентство новостей «Строительный бизнес».
По мнению Николаевой, вся градостроительная и жилищная политика последних 16 лет строилась на документах, в которых видна «длинная рука Госдепа США». Хотя за это время сменилось три созыва Госдумы, два президента и семь министров, отвечающих за строительную отрасль, отмечают в АНСБ.
Также в агентстве напомнили, что Жилищный и Градостроительный кодексы были приняты в России в декабре 2004 года. Градостроительный кодекс разрабатывали в Минэкономразвития России, которым в те годы руководил Герман Греф, первым его заместителем была Эльвира Набиуллина, а статс-секретарем — Андрей Шаронов.
Разработчиком Жилищного кодекса (а он разрабатывался и согласовывался со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами около трех лет) был Госстрой России, который до 2002 года возглавлял Анвар Шамузафаров (при котором, собственно, и начиналась эта работа), а до 2004 года – генерал-полковник Николай Кошман. Заместителем министра – статс-секретарем, отвечающим за законотворческую работу Госстроя России, все эти годы был профессор Владимир Пономарев.
По словам Анвара Шамузафарова (ныне вице-президента Российского Союза строителей), в его бытность руководителем Госстроя России ведомство действительно активно взаимодействовало с различными международными структурами, в том числе со Всемирным Банком и Агентством по международному развитию США, поскольку стояла задача собрать лучшие нормативные практики для создания законодательных документов в области градостроительства.
«Нет ничего плохого в том, чтобы сотрудничать с иностранными коллегами, в том числе, в США. Главное, чтобы документы получались хорошие, — цитирует Шамузафарова АНСБ. — Напомню, что Агентство по ипотечному жилищному кредитованию до сих пор работает на той нормативной базе, которую для него помогли разработать специалисты крупнейшего международного финансового агентства Fannie Mae. Сейчас АИЖК переименовано в ДОМ.РФ, но его правовая основа осталась прежней».
С 2004-го по 2020 гг оба кодекса претерпели существенные изменения. Основные поправки в Жилищный кодекс вносились членами Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ, где первым заместителем была депутат и президент НАМИКС Елена Николаева. О том, что главные градостроительные документы России регулируются структурами из США, она до сих пор не заявляла.
Теперь же, по мнению Николаевой, ключевой «миной» российских кодексов является отсутствие института собственности в РФ.
«Нам всем кажется, что у нас что-то есть. Это иллюзия: иллюзия у граждан РФ, предпринимателей. Начиная с 2015 года, доказать, что те или иные объекты недвижимости, земельные участки, производственные объекты являются вашей собственностью, можно только, получив выписку из Росреестра. Но, каким образом составляется этот реестр, я не буду рассказывать. Это абсолютная уязвимость нашей страны с сохранением основной информации на иностранных серверах, которые позволяют удивительным образом лишить любого человека собственности, и он будет очень долго доказывать в суде, что она была изъята неправомерно», — это ещё одна цитата из выступления Елены Николаевой на упомянутом выше заседании в Центре общественных процедур. По её мнению, «это ключевая проблема в России, и навязана она нам была именно из-за рубежа».
«Я настаиваю на необходимости возвращения бумажных свидетельств о собственности. Во всех развитых странах, где достаточно серьезно развита и система электронных коммуникаций, и IT сфера, почему-то, все долговые бумаги, свидетельства о собственности сотнями лет остаются только на бумажных носителях. И никто не спешит переводить их в электронный реестр», — закончила депутат.