Падение спроса на стройматериалы внутри страны и девальвация рубля заставили многих российских производителей задуматься об экспорте своей продукции. Однако на практике это оказалось весьма нелегкой задачей.
Среди всех факторов, затрудняющих российским предприятиям выход на зарубежные рынки, ключевым является низкое качество выпускаемой продукции. Об этом свидетельствуют результаты экспресс-опроса, проведенного порталом «Ради Дома PRO» среди более чем 50 отечественных производителей стройматериалов.
На недостаточное качество российской продукции указали 30% респондентов портала. При этом 20 % назвали в числе причин различия в техрегламентах нашей и зарубежных стран. Ещё 20% пожаловались на отсутствие в этом деле реальной господдержки, по 15% — на дорогую логистику и слабый маркетинг. И только 5% опрошенных в числе причин, мешающих выходу отечественных стройматериалов на зарубежные рынки, назвали высокую себестоимость продукции.
Этим, однако, перечень «бед» российских производителей, увы, не исчерпывается. «Российские предприниматели сталкиваются с бюрократическими барьерами, коррупцией и налоговой нагрузкой на производителя, — перечисляет генеральный директор Sika Россия Сергей Зюзя. — Чтобы добиться признания за рубежом, предприниматели должны заниматься выпуском либо уникальных разработок, либо продуктов по более низкой цене, но не уступающих по качеству зарубежным аналогам».
С коллегой согласен директор по маркетингу Верхневолжского кирпичного завода Денис Анисимов. «Почему в России продается импортный кирпич, например, бельгийский кирпич ручной формовки? Потому что в России его не делают. Тот же Китай потребляет бельгийского кирпича ручной формовки больше, чем Россия. При этом кирпич идет в Поднебесную баржами, приобретая более чем 200%-ную наценку за время пути. Но те 0,01% китайцев, которые могут себе позволить его купить, покупают именно его, потому что это элитный продукт для демонстративного потребления».
Впрочем, чтобы успешно выйти на иностранный рынок, одной эксклюзивности явно не достаточно. «Для того чтобы выйти на любой рынок, нужно получить сертификацию, перевести альбомы технических решений, прочитать семинары, наладить логистические цепочки и многое другое. Банки пока только начинают проявлять интерес к таким операциям», — сетует коммерческий директор компании «Пеноплэкс» Кирилл Иванов.