Минэкономразвития предлагает ряд мер для поддержки строителей транспортной инфраструктуры, выполняющих госзаказы. Среди них – повышение расчётной рентабельности проектов до 20% и авансирование работ в объёме 70%. Соответствующее письмо за подписью замминистра Федулова министерство направило 25 октября на согласование в аппарат правительства, передаёт РБК.
Данная работа развернулась в правительстве после того, как ряд крупнейших подрядчиков («СГМ-Мост», «Стройтрансгаз», «Автобан» и др.), реализующих инфраструктурные проекты по госзаказу, направили президенту страны письмо с описанием кризисной ситуации в отрасли, сложившейся в связи с тем, что система ценообразования в бюджетном строительстве не соответствует рыночным реалиям. Президент поручил премьеру с ситуацией разобраться и принять меры, направленные на повышение экономической устойчивости стройкомплекса.
В Минэкономразвития в связи с этим разработали ряд предложений. Во-первых, установить по госконтрактам минимальный уровень рентабельности (сметной прибыльности) в размере не менее 20% от затрат (сейчас она 4-7%). Это позволит подрядным организациям выплачивать проценты банкам, а также получать предпринимательский доход при исполнении госконтрактов.
Во-вторых, обязать госзаказчиков проводить только электронные конкурсы при цене контракта в сфере строительства свыше 10 млн рублей, что позволит отказаться от электронных аукционов, которые приводят к существенному падению цены контракта и низкой конечной рентабельности.
В-третьих, устанавливать цену госконтракта на момент утверждения проектной документации с учетом индексов пересчета в цены следующих лет. Это позволит корректировать стоимость заключенных контрактов в случае колебания стоимости на строительные материалы без проведения повторной государственной экспертизы.
В-четвёртых, обязать госзаказчиков предоставлять авансы по строительным контрактам в размере до 70%, утвердив отдельным актом порядок казначейского сопровождения таких контрактов. Для получения авансов исполнители предоставляют банковские гарантии от уполномоченных банков, что исключает риски для государства при расходовании бюджетных средств, аргументируют в министерстве и предлагают дополнительно повысить требования к банкам.
Наконец, предлагается наделить казначейство полномочиями цифрового контроля сроков авансов подрядным организациям, чтобы сократить случаи образования у них кассовых разрывов.
В Минстрое с идей авансирования контрактов до 70% при предоставлении банковских гарантий либо при установлении казначейского сопровождения согласились. Также в ведомстве поддержали переход от аукционов к конкурсам и отказ от цены как единственного критерия при определении поставщиков.
Помимо этого Минстрой выдвинул еще ряд предложений, включая проработку концепции отдельного законопроекта о подрядах для государственных и муниципальных нужд. Также министерство предлагает предусмотреть возможность компенсации подрядчику расходов за опережающую сдачу объекта в эксплуатацию, возможность изменения цены контракта в пределах 30% по решению заказчика, а также определить случаи увеличения цены контракта свыше 30%. Кроме того, в Минстрое считают необходимым предоставить госзаказчикам право принимать решение о корректировке стоимости действующих контрактов сроком до года в связи с ростом цен на строительные материалы.
Возражения по такой масштабной поддержке есть у Минфина: на авансирование в объёме 70% в бюджете нет денег, сообщил в письме в Минэкономразвития замминистра финансов Алексей Лавров (на письмо ссылается РБК). Также в Минфине считают, что банки не готовы к выдаче столь масштабных гарантий, и предупреждают об увеличении расходов на их оплату и, как следствие, увеличении цены контрактов.