Комитет по бюджету и налогам Госдумы РФ приступил к рассмотрению проекта федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024-2025 годов. На заседании в минувший четверг депутаты обсуждали с министром строительства и ЖКХ РФ параметры финансирования двух госпрограмм - «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» и «Строительство».
В основе комплексной госпрограммы «Строительство» лежит ФАИП, сформированная на основании предложений главных распорядителей бюджетных средств, включающая в себя расходы капитального характера всех госпрограмм, а также объектов незавершенного строительства.
С 2023 года в ФАИП участвуют 49 ГРБС по 34 госпрограммам и непрограммным направлениям, а также по 14 нацпроектам. На ее реализацию в трехлетке предусматриваются бюджетные ассигнования в объеме 2,5 трлн руб. При этом 79% средств пойдут на завершение строительства 1497 уже начатых объектов и только 21% на начало 814 новых объектов, по которым имеются соответствующие поручения президента и правительства.
«Одной из главных целей комплексной госпрограммы «Строительство» является снижение объемов незавершенного строительства. Перед нами стоит задача — к 2027 году в два раза сократить количество таких объектов. В этом вопросе правительством принят ряд документов, которые позволяют объекты незавершенного строительства или списать, или реализовать, или достроить», - отметил Ирек Файзуллин.
Сегодня Минстроем собраны сведения о 823 объектах «незавершёнки», 205 из них будут рассмотрены межведомственной комиссией, состоящей из представителей Минфина, Казначейства и Росимущества. В качестве экспертов к работе привлекут аудиторов Счетной палаты и депутатов Госдумы.
В этом году, по словам министра, внутри ФАИП бюджетные средства оперативно перераспределялись по объектам, если вдруг где-то возникали проблемы с поставками материалов и оборудования (ранее неиспользованные деньги возвращались в резервный фонд либо переносились в качестве остатков на следующий год). Эту систему министр просил депутатов поддержать и на последующие годы, – это позволит своевременно, а то и с опережением сдавать объекты в эксплуатацию.
На реализацию госпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» правительство запланировало 1,2 трлн рублей: 529,1 млрд Минфину – на реализацию льготных ипотечных программ и 573,8 млрд Минстрою. На середину октября кассовое исполнение по программе составляет 82%, и это хороший результат.
Ещё одна госпрограмма в зоне ответственности Минстроя — «Развитие туризма» со сроком реализации 2022 — 2030 гг. Ключевая роль Минстроя России — создание обеспечивающей инфраструктуры, в том числе путём распределения субсидий регионам на создание необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры. На 2023-2025 гг. на реализацию программы (состоящей из трёх федпроектов) предусмотрено 98,3 млрд рублей. В рамках федпроекта «Развитие туристической инфраструктуры» деньги пойдут на разработку мастер-планов и финансирование поддержки инвестпроектов по созданию туристической инфраструктуры. Все эти мероприятия реализует Минстрой.
Отдельно обсуждались параметры финансирования со стороны федерального бюджета госпрограммы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя». Функции по социально-экономическому развитию Крыма и Севастополя переданы правительство передало Минстрою 13 октября, также министерство будет курировать восстановление и развитие четырёх присоединённых к РФ субъектов – ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областей.
Ключевые цели упомянутой выше программы: устранение диспропорций в региональном развитии в целях обеспечения устойчивого роста численности населения, формирование доступной и комфортной инфраструктуры туризма и создание благоприятного инвестиционного климата.
На реализацию программы в 2023-2025 гг. проектом бюджета предусмотрено 350,5 млрд рублей, которые будут направлены на строительство автомобильных дорог и железнодорожной инфраструктуры, модернизацию общего и дошкольного образования, развитие систем водоснабжения и водоотведения, берегоукрепление и инженерную защиту, развитие туристско-рекреационных кластеров и т.д.