Министерство строительства и ЖКХ разрабатывает законопроект о новом порядке выкупа земли для государственных нужд. Речь идет о земле под строительство линейных объектов: автомобильных дорог, железнодорожных линий, газопроводов, линий электропередачи, сообщает РБК, ссылаясь на источник в Минстрое.
«Сегодня доля выкупа земли под капитальное строительство подобных объектов по рыночной цене для государства может доходить до 40% от стоимости всего объекта. При этом собственник платит налог исключительно с кадастровой стоимости участка, а не с рыночной», — говорит собеседник информ-агентства.
Чтобы избежать спекуляций с землями под строительство дорог, Министерство предлагает дать собственнику право в одностороннем порядке декларировать стоимость участка в налоговые органы. С этой задекларированной суммы собственник будет платить налог. Стоимость же выкупа земли будет составлять среднюю цену участка за последние десять лет. «Допустим, владелец участка предполагает, что на его земле может быть построена новая дорога. Тогда он приходит в налоговый орган и говорит, что этот участок дорог моему сердцу и я считаю, что его цена гораздо выше. То есть, он может завышать его стоимость, надеясь получить потом больше за выкуп, но при этом будет платить с этой завышенной стоимости налог. Чем больше завысит — тем больше будет платить», — пояснил источник в Минстрое.
Чиновник также отметил, что если инициатива будет поддержана, государство сможет в разы сократить затраты на выкуп земли, а сэкономленные средства направить на капитальное строительство, не используя при этом дополнительных бюджетных средств. По оценкам экспертов, опрошенных министерством, средняя цена выкупа земель под строительство линейных объектов может снизиться с 40% от общей стоимости реализации объекта до 10% от той же суммы. Предполагается, что письменное уведомление о выкупе участка будет приходить собственнику за год. Однако на деле он будет узнавать об этом примерно за 1,5—2 года, когда в СМИ начнет появляться информация о планах строительства.