Обсуждение продления программы поддержки ипотечных заемщиков зашло в тупик. В то время как Минфин и Центробанк выступили за продление программы, Минстрой, ответственный за исполнение соответствующего поручения правительства, в своих предложениях отметил: вместо того чтобы помогать заемщикам материально, стоит повысить их финансовую грамотность. В правительстве Минстрою указали: вопрос проработать и представить предложения по существу.
О том, что правительство вернуло предложения Минстроя о дальнейшей реализации программы помощи ипотечным заемщикам, оказавшимся в трудной ситуации, на доработку, написал «Коммерсант» со ссылкой на источники, «близкие к обсуждению вопроса». Срок, данный Минстрою на исправление предложений, — 29 мая. Документ отправлен на доработку с формулировкой «нет информации об объеме поддержки для удовлетворения заявок граждан».
Поручение проработать возможность продления программы помощи ипотечным заемщикам премьер-министр Дмитрий Медведев дал в начале мая. Оно было адресовано Минстрою, Минфину, Минэкономики, Банку России, Минюсту и АИЖК. Минстрой осуществлял сбор предложений со всех заинтересованных ведомств, должен был консолидировать их и представить в правительство. Однако в финальном документе Минстроя фактически были проигнорированы рекомендации ЦБ и Минфина, которые направили предложения о целесообразности продолжении программы.
«Минстрой предложил акцентировать внимание на повышении финансовой грамотности заемщиков, отказавшись от прямой финансовой помощи»,— рассказал «Ъ» один из его собеседников. По сути, предложения Минстроя сводились к организации бесплатных консультаций.
На публичные возражения Минфина в Минстрое заявили: Минфин в своих предложениях указал что «считает продление программы нецелесообразным, но утверждает, что сохранить меры поддержки необходимо». При этом именно Минфин должен определить возможные источники финансирования реализации мер поддержки, указывают в Минстрое. В Минфине же настаивают на том, что источники финансирования были предложены. «Для оказания этой поддержки считаем возможным использование имеющихся ресурсов АИЖК»,— сообщили в пресс-службе Минфина.
У АИЖК действительно есть ресурсы, которые можно было бы использовать, считают собеседники «Ъ». Это может быть прибыль АИЖК (13,7 млрд руб. за 2016 год) или средства спецфонда (чуть более 2 млрд руб.), одной из задач которого (как следует из учредительных документов) является «реализация программ помощи отдельным категориям ипотечных заемщиков, оказавшихся в трудной ситуации, в том числе из-за кризисных явлений в экономике».
Таким образом, вопрос о помощи около 20 тыс. ипотечных заемщиков, которые подали заявки на получение господдержки, но не успели ее получить из-за исчерпания лимита денежных средств (всего на программу было выделено из бюджета 4,5 млрд руб.), до сих пор остается открытым.
«На мой взгляд, ответственность за проблему должны нести все стороны процесса, которые согласовали изменение условий программы, — прокомментировал ситуацию главный экономист «ПФ-Капитал» Евгений Надоршин.— Из-за проблем с организацией процесса тысячи людей оказались втянуты в программу без внятных правил игры и параметров ее окончания. Теперь правительство, профильные ведомства и АИЖК должны нести солидарную ответственность. Учитывая предстоящие в следующем году выборы, правительство крайне заинтересовано в том, чтобы разрешить эту конфликтную ситуацию».