Власти не намерены отказываться от идеи изъятия частной собственности в границах «депрессивных» зон муниципальной застройки для вовлечения их в процессы реновации городов. Сенаторы уже осенью готовы вернуть её в повестку Госдумы, сообщил «Коммерсантъ».
Напомним, что нормы об изъятии городских земель и недвижимости в «зонах комплексного развития» (в том числе на застроенных территориях) появились в проекте поправок к Градостроительному кодексу, внесенном Минстроем в Госдуму летом 2018 года. Документ предусматривал возможность их принудительного изъятия (включая даже квартиры в многоквартирных домах, не признанных аварийными) по инициативе муниципалитетов. Законопроект прошел первое чтение в ноябре 2018 года и завис в Госдуме, вызвав беспокойство рынка и граждан: основанием для изъятия должно было стать включение дома в муниципальную адресную программу, при этом обоснования необходимости этого не требовалось.
Ко второму чтению в июле 2019 года нормы об изъятии из проекта исключили, но спустя три дня о намерении вернуться к теме заявил первый заместитель главы комитета Совета федерации по федеративному устройству и региональной политике Андрей Шевченко.
По мнению экспертов «Ъ», механизм изъятия, всё же нужен, — без него тормозится развитие перспективных земель, занятых «депрессивной» застройкой. Но, например, глава Института экономики города Надежда Косарева считает, что проект может быть успешным только при гарантии его добровольности, — как в случае с программой реновации. По ее словам, и сейчас в Градкодексе технически заложена возможность изъятия неаварийной жилой недвижимости для комплексного развития территорий, но муниципалитеты ей не пользуются, опасаясь общественного недовольства. Необходимо бесконфликтное решение чувствительного для граждан вопроса, считает эксперт.
Другой подход к добровольности изъятия описывает координатор Национального объединения строителей по Сибирскому федеральному округу Максим Федорченко, указывая, что проекты развития застроенных территорий реализуются на основании генплана и правил землепользования и застройки, которые проходят публичные слушания. Поэтому при изъятии речь должна идти именно о добровольном выборе механизма компенсации — будет ли это новое жилье, денежная выплата или другие варианты возмещения. «В любом случае собственник должен получить полноценную компенсацию по цене даже выше рыночной, поскольку гражданин сталкивается со значительными неудобствами»,— считает он и предлагает заменить термин «изъятие» на «согласительные процедуры по выкупу земельных участков и объектов недвижимого имущества», а также зафиксировать процедуры и размер компенсаций.
В том, что нужный инструмент для изъятия, наконец, будет найден, эксперты не сомневаются. Вопрос в только том, насколько комфортным он будет для граждан.
(Фото: Александр Петросян / Коммерсантъ)