ОАО РЖД намерено приступить к разработке ТЭО второго Северомуйского тоннеля, — он увеличит пропускную способность этого участка БАМа до 100 млн тонн в год. Правда, начнется не ранее 2025 года и при условии достаточности грузовой базы. Иначе стройка себя не оправдает.
ТЭО Северомуйского тоннеля-2 должно быть готово к 20 декабря, ссылается «Коммерсантъ» на протокол поручений по итогам совещания у вице-премьеров Максима Акимова и Дмитрия Козака, прошедшего 13 августа. Обеспечить разработку документа поручено Минтрансу, Минэкономики, ОАО РЖД и Совету потребителей монополии.
О необходимости проработки строительства второго Северомуйского тоннеля на заседании президентской комиссии по ТЭК 27 августа говорил глава РЖД Олег Белозеров. «Это бутылочное горлышко на БАМе,— пояснял он.— Для того чтобы развивать Дальний Восток, нам нужно будет увеличивать объем перевозок. Если мы построим второй тоннель, то это даст возможность провозить не 16 млн, а 100 млн тонн грузов». По словам Белозёрова, протяжённость тоннеля — 15 км, и даже при нынешних технологиях стройка растянется на десять лет.
Отметим, что первый Северомуйский тоннель на БАМе (15,3 км) строился 26 лет и был введён в 2003 году. Это самый длинный тоннель на ж/д, но сейчас он пропускает только 16 пар поездов в сутки и существенно тормозит движение грузов на Восток.
«Расширение тоннеля до 100 млн тонн даст прирост провозной способности порядка 30–50 млн тонн в год. Но вопрос — будут ли те миллионы тонн, сколько они будут стоить, и как долго будет длиться строительство,— говорит собеседник «Ъ».— И если, потратив 300–500 млн руб. на проектирование, можно получить четкий ответ, — это практично, так бы поступил любой частный инвестор».
По мнению эксперта, необходимые средства можно было бы снять с проекта моста на Сахалин — «без ущерба для проекта, поскольку станет понятнее, есть ли грузовая база для моста». Но реализация всех мероприятий, связанных с развитием БАМа и дальнейшим выходом на Сахалин, очень сильно зависит от проекта порта на острове, а там пока нет ясности ни с потенциальными инвесторами, ни с номенклатурой грузов, ни с распределением грузопотоков между портами ДФО.
«Северомуйский тоннель действительно ограничивает провозные способности в восточном направлении, однако это относится не к тем объемам, которые запланированы в рамках проекта «БАМ-2″,— говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.— Когда мы будем говорить о «БАМе-3″, тогда уже имеет смысл рассматривать его в связке со вторым тоннелем». По мнению эксперта, если темпы роста погрузки угля до 2025 года выглядят достоверными, то за горизонтом 2035 года возникает масса развилок, касающихся конъюнктуры угля. И отнесение решения на 2025 год кажется вполне оправданным.
(Фото: Борис Кавашкин / ТАСС)